Что такое синквейн и как его составить? Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы Составление синквейна на тему семья.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14» комбинированного вида

Мастер – класс для родителей

«Синквейн в работе по развитию речи»

Воспитатель МКДОУ №14

Подшивалова Галина Николаевна

г. Усть- Катав

Цель. Познакомить родителей с приемами и способами составления

Синквейнов; научить использовать знания и умения в работе

С детьми в домашних условиях.

Задачи. 1. Объяснить значение использования синквейнов в работе

Над развитием речи детей.

2. Вызвать интерес к составлению синквейнов.

3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая

В работу членов семьи.

Участники «Мастер – класса»: родители воспитанников

логопедической группы, дети, воспитатель.

Предварительная работа.

  1. Организация пространства для проведения «Мастер –

класса».

  1. Подготовка листов бумаги и карандашей.
  2. Изготовление алгоритма составления синквейнов.
  3. Подготовка образцов синквейнов.
  4. Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.
  5. Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
  6. Распечатка мини – журналов «Учимся составлять синквейн», «Синквейн в работе по развитию речи

дошкольников».

  1. Организация родителей на практическое занятие

«Мастер – класс».

План проведения «Мастер – класса».

  1. Теоретическая часть: рассказ воспитателя о необходимости

составления синквейнов.

  1. Работа с детьми, предшествующая составлению синквейнов.
  2. Демонстрация составления синквейнов.
  3. Знакомство с разными видами работы над синквейнами.
  4. Раздача буклетов – памяток для родителей, мини – журналов.
  5. Обмен мнениями, впечатлениями.

Ход «Мастер – класса».

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Логопедическую группу посещают дети с заключением ПМПК – ОНР. У детей бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказы по картинкам, пересказать прочитанное, им трудно выучить стихотворение.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием не –

рифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Пример синквейна. Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети – цветы жизни.

Счастье.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».

Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Правила составления синквейна.

Синквейн состоит из пяти строк.

1. Певая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею

(заголовок, тема).

2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.

3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о

котором идет речь.

4. Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее от-

Ношение к теме.

5. Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения

своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Составление синквейна с родителями, используя алгоритм составления

Синквейна.

  1. Кукла.
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.

Советы по составлению синквейнов.

1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им

Тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»…).

2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.

Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке

(дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа,

Мужчина;тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим

Предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов…

3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот,

Ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).

5.Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.

Вместе с родителями.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использовании-

Ем слов и фраз, входящих в состав последнего).

2.Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного

Синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк

Необходимо ее определить).

4.Можно использовать синквейн:

На занятиях для закрепления изученной лексической темы;

1.Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза – символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте;

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5.Речь.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,

придумать рассказ;

  1. Заяц.

2.Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».

6.Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать

Синквейны и оценивать их).

Заключение

При творческом использовании синквейна, он восринимается детьми как

увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержа-

ния, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Литераура

  1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

Журнал «Логопед». №5, 2005.

  1. Статьи в Интернете:

Дружинина А.В. Использование технологии дидактического

Синквейна в логопедической практике;



Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

«Семья 6 класс» - Двухпоколенной Малодетной Неполной. Права и обязанности супругов. Семья. Повторяем: Социальное неравенство характеризует неравный доступ членов общества к социальным благам. Совместное ведение домашнего хозяйства, планирование бюджета; Забота о малолетних и престарелых. Удовлетворяет потребности в любви, духовном общении, организации досуга.

«Семья» - В семейном кругу. Выступаю. Фото бабушки и дедушки. Фото занятия в музыкальной школе. Бабушка. День знаний. Фотографии детей и родителей 1 сентября. Сестра. Всероссийский урок чтения. Фото с экскурсии. Выступление на школьной линейке. Мама. Мы умеем отдыхать! Дедушка. Смена слайдов по щелчку мыши. Экскурсия в город Вольск.

«Урок Семья» - Аннотация. План проведения занятий с использованием проектного метода. Какие права мы имеем в семье? Разработанный учебно -методический проект рекомендуется использовать в 3 классе на уроке народоведение. Вопросы. Основополагающий вопрос: Зачем человеку нужна семья? Каковы наши обязанности в семье? Компоненты учебно-методического пакета.

«Отношения в семье» - Любите людей! С.Соловейчик. Читайте вместе с ребёнком! Незавершённый тезис. Неужели тебе трудно запомнить, что… В.Боков. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то, во всём или ни в чём не отказывают. Ты у меня самый… Читайте всей семьёй! Я помню нежность маминых прикосновений, Наш в добрый мир открытый дом.

«Взаимодействие семьи и школы» - Категории населения, на которые ориентирован проект. Формирование партнерского взаимодействия школы и семьи. Объединение усилий семьи и школы в решении проблем ребенка. Задачи проекта. Основополагающие принципы. Создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи. Семья не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования личности.

«Семья как малая группа» - Забота. Конфликт. Для чего создают семью? Потомство. Сочинение «Моя семья». Общие ценности, интересы. Поддержка. Понимание. Сотрудничество. Развитие. Проблема «отцов» и «детей». Любовь. Семья как малая группа. Условия для создания семьи: Общество. Что объединяет семью? Если совпадают. Если не совпадают.

Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованногго стихотворения - СИНКВЕЙНА. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.

В чем же эффективность и значимость синквейна?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память... Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна - добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

"Значение слова есть феномен мышления", - писал известный советский психолог Л.С.Выготский в работе "Мышление и речь"

Правила составления синквейна:

Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Давайте вместе составим синквейн "Семья":

Семья

Какая она? (крепкая, дружная)

Что она делает? (заботится, гордится, любит...)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе - и душа на месте. Я люблю свою семью....)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Крепость!...)

Примеры:

Дождь 1.Кукла

Мокрый, холодный 2.Красивая. любимая

Капает, стучит, льется 3.Стоит, сидит, улыбается

Я не люблю дождь 4.Моя кукла самая красивая

Вода 5.Игрушка

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, но нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна. Так как работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. м

Ожно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Советы педагогам:

Начиная учить детей составлять синквейны, предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (Семья, детский сад...)

Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой НОД дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи.

Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Синквейн для воспитателя ДОУ - это

Инструмент для синтеза и обобщения сложной информации

Средство творческого самовыражения ребенка

Способ обогащения словарного запаса

Подготовка к краткому персказу

Просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый ребенок-дошкольник может почувствовать себя гением-творцом

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн для дошкольников.

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них...

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...