Психологические занятия для старшеклассников. Психологические игры для старшеклассников

Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств. Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Участники пробуют представить, как они могли бы обогатить ту или иную профессию. Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда. Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Знакомство участников со схемой анализа профессий. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Цель игры - на ассоциативном, образном уровне нау­читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы. Профориентационная игра для учащихся средних и старших классов. Направлена на расширение кругозора в области мира профессий, пробуждение интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают несуществующие профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники выбирают, что им нравится больше: работа или деятельность. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Помощь участникам в анализи ПВК профессий. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Определение к какой сфере жизни принадлежат события "неуспешной", "успешной" и "реальной" карьеры. Анализ возможных событий, способствующих и препятствующих карьере. Оценка личной значимости событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Исследование путей самореализации через профессию. Выработка навыков эффективной самопрезентации. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению. Помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье. Проверка сформированности личного профессионального плана. Предоставление возможности участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Помощь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Внесение социального аспекта в индивидуальную карьеру. Создание ощущения завершенности работы. Пробуждение интереса к различным профессиям. Создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца. Анализ особенностей конкретной рассматриваемой профессии. Моделирование некоторых типичных черт и особенностей поведения тех или иных профессионалов, позволяющих лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Психологический тренинг для старшеклассников на тему «Дружба»

Цель тренинга : повышение сплоченности в коллективе, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи тренинга:

1) Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2) Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

3) Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

4) Развитие эмоционального сопереживания;

Структура тренинга:

    Вводная часть - знакомство « Наши имена »

    Игра « Невидимая связь ».

    Групповая работа

    Игра « Оборотни из леса Дружбы »

    Рефлексия: « Отпечатки Дружбы »

Материалы и оборудование: : листы А4, ватман, кисточки, краски, нитки, жетоны, ручки, карточки с заданиями.

Ход тренинга

Организационный момент: Здравствуйте! Меня зовут (ФИО) психолога. Сегодня темой нашего тренинга является « Дружба », цель формирование понятия « дружба », умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе.

Правила тренинга: Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Недопустимость перехода « на личности ». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

« Обратная связь ». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Вводная часть:

Упражнение 1. На знакомство: « Наши имена »

Группа стоит в кругу. Сначала все громко говорят: « Здравствуйте », затем, каждый по очереди делает шаг вперед и произносит своё имя в той форме, которая ему самому нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает.

Спасибо всем, продолжим.

Упражнение 2. Игра « Невидимая связь ».

Цель : Формирование навыка согласовывать свои действия, мысли с другими,

Оборудование : моток прочных толстых нитей.

Участники встают в круг на расстоянии вытянутых рук и закрывают глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

Много лет назад на земле жил мудрец, который долгие годы провел сначала в путешествиях по всем удивительным городам и весям, а затем посвятил годы размышлениям о сущности человеческой. И сплел мудрец длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью.

Ведущий рассказывает историю и обходит участников, вкладывая каждому в руки нить. На последнем участнике ведущий отрезает нить и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Воистину, нить была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая её тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно становился « узловатым ». Но, главное, у каждого появилась способность протягивать нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется, и будет резать руки. Такие отношения называются натянутыми.

А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет это делать. Равновесие круга нарушится. Кто-то будет чувствовать более устойчиво. О таких ситуациях говорят: он тянет одеяло на себя.

Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Ощутили, как больно нить режет шею? В подобных ситуациях говорят: посадил себе на шею.

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Многие люди даже посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще отпустят.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех нас будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой своего тела.

Вопросы для обсуждения:

    каковы были ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?

    что было легко, что трудно в этой игре?

    чему эта игра может научить команду?

Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в команде, комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Главное, не смотря ни на что, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Основная часть:

Упражнение 3. Групповая работа

Цель : разогрев к дискуссии о дружбе; формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы, формирование навыка согласовывать свои действия с другими и обучение сотрудничеству в коллективе.

Оборудование : карточки с заданием, листы А-4, ручки.

Делимся на три команды. Одна команда пишет пословицы-поговорки про дружбу (10 пословиц). Вторая команда пишет качества друга: « Каким должен быть друг? »(20 качеств), а третья решает педагогическую задачу: Петя с Колей очень хорошо дружили, они всегда были вместе, помогали друг другу, и радовались успехам товарища. И вдруг они поссорились. Ребята попытались выяснить причину ссоры и помирить их. « Какое ваше дело? »-

    Правы ли мальчики?

    Что может сделать коллектив?

Дополнительные вопросы всем(небольшая дискуссия):

- Что для вас значит дружба?

- Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга?

- Что надо делать, чтобы найти друга?

- Скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе?

Упражнение 4. Игра « Оборотни из леса Дружбы »

Цель : умению совместно решать поставленные задачи;

История:

Жители деревни недалеко от леса Дружбы на диком-диком востоке страны с недавнего времени стали жертвой оборотней. Чтобы выжить, они должны покончить с этим злом как можно скорее.

Цель игры:

- для мирных жителей – уничтожить всех оборотней;

- для оборотней – уничтожить всех мирных жителей;

Персонажи:

Оборотни

Каждую ночь они съедают одного жителя. В дневное время они скрывают свою истинную сущность, чтобы избежать наказания прикидываются мирными жителями. В игре может быть от 2 до 5 оборотней (в зависимости от количества игроков).

Распределений ролей для простой версии игры:

2 или более оборотней;

- предсказательница;

5 или более мирных жителей, один из которых вождь.

Мирные жители

Каждую ночь кого-то из них съедают (переворачивают его карточку). Этот игрок выходит из игры. Выжившие собираются утром и пытаются вычислить оборотней. После дискуссии они голосуют за смерть кого-то, кто подозревается как оборотень. Тот, кому они выносят приговор, выбывает из игры. Им может оказаться как оборотень, так и житель (если собрание ошибочно посчитало его оборотнем).

Предсказательница

Каждую ночь она может раскрыть истинную сущность игрока на её выбор, то есть жестом попросить ведущего открыть для нее чью-либо карточку. Она, как и все жители, смертна и может быть съедена вампирами.

Советы ведущему:

- Вы играете ключевую роль: от Вашего таланта зависит атмосфера игры. Не стесняйтесь создать напряжённость в игре, когда Вы называете жертву оборотня. Поддерживайте дискуссию.

- Когда Вы говорите, будьте внимательны, чтобы не выдать личность персонажа другим игрокам.

- Ночью, когда Вы обращаетесь к персонажу, не говорите в его сторону, иначе другие игроки поймут, где он сидит. Перемещайтесь по аудитории.

- Если оборотни не могут выбрать жертву, тем хуже для них, этой ночью никто не будет убит.

- Если играют с Маленькой девочкой, игроки не должны опускать головы и закрывать лица руками.

- Когда Вы открываете карту для Предсказательницы, сделайте вид, что Вы открыли все карты, постукайте пальчиком по всем карточкам без исключения.

- Сделайте полный круг вокруг игроков, чтобы подать знак Влюблённым.

Рефлексия:

Упражнение 5. « Отпечатки Дружбы »

Цель: Закрепление позитивных эмоциональных впечатлений о тренинге.

Оборудование : Для этого упражнения нам необходимы краски, ватман.

Красим руку тем цветом, каким вы видите дружбу, для кого то она видится с хорошей стороны, одним с плохой, ведь есть не только идеальные отношения, но и предательство, измена со стороны друга, давай те мы отметим это на своих ладошках. И каждый расскажет о своем цвете, что он означает для них, с чем они его ассоциируют. Затем на ватмане все вместе отставим свои отпечаток дружбы Напишем свои имена и, никогда не будем забывать о таких качествах дружбы. . Поздороваемся со всеми и посмотрим какой цвет у нас получиться.

Приложение

Каким должен быть друг?

Педагогическая задача:

Петя с Колей очень хорошо дружили, они всегда были вместе, помогали друг другу, и радовались успехам товарища. И вдруг они поссорились. Ребята попытались выяснить причину ссоры и помирить их. « Какое ваше дело? »- ответил Петя, а Костя молча отвернулся.

Правы ли мальчики?

Что может сделать коллектив?

Именно в переходном возрасте у подростков возникает потребность в понимании самих себя, во взгляде на себя глазами других людей, особенно ровесников. Только проявив себя в кругу своего общения подросток сможет составить мнение о том, кем является и на что способен. Демонстрация сверстникам своих возможностей откроет обратную связь, и мнение окружающих о различных особенностях личности поможет лучше узнать себя. Подросток получит такую возможность, поучаствовав в тренинге личностного роста и выполнив разные задания и психологические упражнения.

Социально­психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение называют стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является одной из главных целей тренинга личностного роста для старшеклассников.

Поэтому основными методическими задачами такого тренинга являются следующие:

  • ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
  • развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
  • формировать установку о значимости своей личности;
  • выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
  • воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Тренинг личностного роста должен быть тщательно разработан и соответствовать основным принципам и требованиям к разработке психологических тренингов. Чтобы ваши занятия с подростками, посвященные личностному росту, были разнообразными, оригинальными и не скучными, вы можете сами разрабатывать программу тренинга, используя следующие упражнения. Вы можете выбрать упражнения, которые наилучшим образом подходят именно для вашей тренинговой программы, в зависимости от ее цели и продолжительности.

Упражнение «Чистка луковицы»

Цель : четко уяснить, кем является человек в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознать свои цели и желания.

Продолжительность: 5 минут.

Педагог: «Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Аккуратно и не спеша снимите этот верхний слой, складывая шелуху рядом с луковицей.

Сняв его, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Это ваше истинное «Я», которое вы не всегда показываете окружающим. Просто наблюдайте за этим образом. Может, вы увидели в нем что­то такое, чего раньше никогда не замечали? А может, увидели что­то такое, от чего хотели бы избавиться? Взгляните еще раз и запомните этот образ».

Упражнение «Представление о достигнутом успехе»

Цель : развить уверенность в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Продолжительность: 5 минут.

Педагог: «Успех вселяет чувство собственного достоинства. Если вы представите, что добились успеха, это поможет вам стать уверенней в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха вы чувствуете в себе больше сил, возрастает чувство собственного достоинства, вы динамичней и целеустремленней, чем обычно. Все эти чувства вносят вклад в уверенность в себе.

Решите, какой успех наиболее важен для вас. К примеру, вам хочется добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

Потом представьте, как другие искренне поздравляют вас. Принимая похвалу от них, вы чувствуете теплоту и волнение. Они говорят вам, какой вы удачливый человек. Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что захотите».

Упражнение «Планирование будущего»

Цель : развить представления о своих жизненных целях, планах и желаниях.

Продолжительность: 10-­15 минут

Педагог: «Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Сначала выделите основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая и прочие. В каждой сфере наметьте главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь выделите ближайшие цели, которые являются этапами к достижению дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание: нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Помогают ли они друг другу? Может, оказывают друг на друга какое­то влияние? Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей. Определите пути преодоления этих недостатков. Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям. Определите пути преодоления внешних препятствий. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана? Укажите конкретную дату».

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»

Цель : исследовать себя, свои ресурсы в прошлом, настоящем и будущем.

Продолжительность: 40-­50 минут.

Педагог: «Сейчас мы походим по комнате и выберем место для индивидуальной работы. Вы можете свободно перемещаться по комнате и рассаживаться на заранее подготовленные места. Если кто­то хочет изменить расположение своего стола, развернуть или подвинуть его, то устраивайтесь именно так, как вам хочется. Чувствуйте себя свободно.

Наша работа будет состоять из трех этапов.

Первый этап. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза вспомните себя в прошлом. Кто вы? Кто вас окружает? К чему вы стремитесь? Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте это. Думайте об этом до тех пор, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Когда это произойдет, можете открыть глаза.

Мы побывали в своем прошлом. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели и почувствовали. Кем вы были? Кто вас окружал? Как действовали на вас окружающие? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей? Не важно, умеете ли вы рисовать или нет. Главное, что за этим изображением стоит ваша реальность, которую вы осознаете».

На выполнение этого задания отводится 7-­10 минут, после чего участникам следует отложить работу. Лучше, если ребята немного отдохнут. Пусть они выложат свои работы в центр комнаты по кругу, в таком случае можно будет пройтись и просмотреть все работы. После этого участники должны вновь вернуться на свои места. Педагогу следует оценить, насколько им сейчас удобно, не желают ли они изменить положение своего рабочего места.

Педагог: «Приступим к выполнению второго этапа работы. Давайте сядем и расслабимся. Почувствуйте свое тело, положение рук, ног, головы. Удобно ли вам? Сейчас каждый из вас находится в своем настоящем. Как вам здесь? Кто вы? Кто теперь вас окружает? К чему вы стремитесь? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что осталось по­прежнему? Зафиксируйте то, что вы почувствовали. Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Думайте о них до тех пор, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Когда это произойдет, можете открыть глаза.

Мы в своем настоящем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели и почувствовали. Кем вы были? Кто вас окружал? Как они действовали на вас? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей?»

На выполнение этого задания отводится 7­-10 минут, после чего участникам следует отложить работу. Предложите ребятам немного отдохнуть. Попросите их выложить свои работы так же, как и после первого этапа. Когда все работы будут просмотрены, участники могут вернуться на свои места. Педагог должен поинтересоваться, всех ли устраивают рабочие места, удобно ли ребятам.

Педагог: «Настал третий этап работы. Сейчас переместимся в будущее. Кто вы теперь? Кто здесь вас окружает? Может быть, появился кто­то новый? Может, кто­то исчез? К чему вы стремитесь? Чем занимаетесь? Запомните свои ощущения и те картинки, что вы увидели. Постарайтесь запомнить их. Думайте о них, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Открывайте глаза.

Мы побывали в своем будущем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели в будущем».

Когда все участники закончили работу, педагог дает следующую часть инструкции:

«Давайте устроим галерею и разложим наши работы на полу по кругу. Так мы сможет познакомиться со всеми работами, пройдясь по комнате».

Завершающий этап работы – обсуждение.

Упражнение ««Я реальное» и «Я идеальное»»

Цель: создать условия для выстраивания адекватной самооценки.

Продолжительность: 15-­20 минут.

Педагог: «Сейчас я каждому раздам по два листа бумаги и карандаши. Вам необходимо нарисовать себя в двух «ипостасях»: «Я реальное» и «Я идеальное». На это я отвожу 10-15 минут».

После того, как все справятся с заданием, происходит обсуждение.

Педагог: «Давайте обсудим то, что у вас получилось. Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали «Я идеальное» или «Я реальное»? Совпадают ли ваши реальные и ваши идеальные образы? Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными? С какими трудностями вы можете столкнуться? Может, у вас это легко получится?»

Упражнение «Формирование уверенности»

Цель: сформировать, развить уверенность в себе и чувство собственного достоинства, оказать помощь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа «Я не могу это сделать» или «Я недостаточно умелый».

Продолжительность: 10-­15 минут.

Педагог: «Нельзя стать уверенным, не осознавая, в чем проявляется уверенность. Используя технику силы ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, а также приобрести уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и обрести хорошее самочувствие.

Вы можете использовать эту технику, чтобы предотвратить появление каких­либо сомнений в своих силах, чтобы почувствовать уверенность в себе и полностью овладеть ситуацией. Если регулярно пользоваться данными методами, вы получите подтверждение: вы способны осуществить все, что захотите.

Вот пять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи техники силы ума:

  1. Осознайте свои положительные качества, таланты и достижения, выгодно отличающие вас от других лично знакомых вам людей.
  2. Утвердитесь в мысли, что у вас есть качества, которые вы хотите развить. Постоянно повторяйте это, работая над развитием этих качеств.
  3. Представьте себе, что вы преуспевающая личность, достигшая каких­либо целей, что ваши усилия признаны другими людьми.
  4. Представьте себя процветающим, богатым и имеющим все, что вы хотите.
  5. Чувствуйте себя уверенно, чувствуйте уверенность в своих силах и владение ситуацией. Чувствуйте уверенность каждой клеточкой своего организма».

Упражнение «Радуга»

Цель: осознать важные жизненные цели.

Продолжительность: 10-­15 минут.

Педагог: «Сейчас у нас есть возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для нас цели. Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство.

Представьте себе вашу личную радугу, созданную солн­цем и дождем для того, чтобы порадовать вас…

Пусть две точки, где радуга опирается на землю, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желанное, идеально подходящее вам.

Нарисуйте, пожалуйста, в своем воображении радугу. Во второй точке, точке будущего, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. Сосредоточьтесь, прежде всего, на радуге, на ее цветах, ее изгибе. Пока вы будете рисовать, вам будут приходить в голову различные мысли, в памяти будут всплывать различные цели.

Нарисуйте будущую цель, осознавая, что она может быть не единственной важной целью. Вы можете нарисовать ее символично, реалистично, а можете совместить оба эти способа».

На это задание отводится 20 минут.

Взгляните на свой рисунок и мысленно представьте ответы на следующие вопросы:

  • «Как мне достичь своей цели?»;
  • «Что зависит от меня, а что – от других?»;
  • «Какие препятствия могут встретиться на моем пути?»;
  • «От чего мне, возможно, придется отказаться?»;
  • «Что я выиграю?»;
  • «Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?»;
  • «Как я отношусь к этой цели?»

На эти размышления отводится 5 минут.

Упражнение «Самоподдержка»

Нередко подростки приходят в группу с преимущественно негативным образом самого себя. Во многих случаях групповой опыт помогает им обратить внимание и на позитивные стороны своей личности. Однако после завершения работы группы этим участникам часто не хватает подходящих партнеров, которые давали бы им позитивную обратную связь, помогая поддерживать возросшую самооценку. Недостаток поддержки со стороны других людей можно компенсировать с помощью самоподдержки. С этим понятием, разработанным Д. Премаком, и знакомит участников это упражнение, которое особенно полезно для групп, ориентированных на развитие личности.

Цель: поддержать личные достижения участников, возросшую самооценку.

Продолжительность: 15-­20 минут.

Педагог: «Я знаю, что многие из вас научились позитивно воспринимать самих себя и ценить в себе то, чего раньше не замечали или же недооценивали. Поскольку после окончания упражнения далеко не каждый окажется в таком окружении, которое помогло бы ему конструктивно развивать образ самого себя, мне хочется научить вас одному приему.

Когда вы будете наедине с собой, напишите несколько положительных высказываний о самом себе. Можно начать с мелочей, которые вам в себе нравятся, например: «Я люблю свой красивый голос…», «Я отлично умею играть в футбол/баскетбол/хоккей…» и прочее. Затем просмотрите все предложения и проверьте, действительно ли вы с ними согласны.

На это задание отводится 10 минут.

Теперь выберите то утверждение, которое представляется вам особенно важным и которым вы могли бы гордиться. Что это за утверждение?

На это задание отводится 5 минут.

Напишите выбранное предложение на карточке и вместе с этой карточкой вернитесь в круг. Дайте мне ваши карточки. Я прочитаю сейчас первую из них, не называя имени автора. После этого вся группа повторит вслух написанное на карточке утверждение. То же самое мы сделаем и с остальными карточками.

В каком­либо другом месте у вас едва ли будет возможность слышать это высказывание от такого количества людей. Такой прием поможет вам самостоятельно позаботиться о том, чтобы ваше утверждение постепенно вошло в ваше сознание.

Этот прием может работать по принципу «сначала – работа, потом – удовольствие». Он состоит в следующем: вы заключаете сами с собой договор о том, что после каждого выполнения какого­нибудь привычного частого действия вы будете прочитывать свою карточку.

Есть и другая возможность часто получать ваше послание: прикрепите карточки в разных местах своей квартиры так, чтобы они постоянно были на виду. Так сможете в течение дня снова и снова перечитывать написанное на них высказывание».

Цель: развить уверенное поведение в общении и презентации.

Продолжительность: 20­-25 минут.

Педагог: «Нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Давайте представим, что мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого­то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.

Все будет как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя.

В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Также вам предлагается представить человека в качестве какого­то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться этот человек, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Расскажите, какой это холодильник или загородный дом… Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта.

Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна угадать, кто из ее членов был представлен в той или иной рекламе. При необходимости можете использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Также можно просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – 10 минут».

Упражнение «Телевизионный ролик»

Цель: утвердить жизненную позицию.

Продолжительность: 40-50 минут.

Группа разбивается на малые группы по 4-6 человек.

Педагог:

«Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут – придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация… Можно использовать музыкальное сопровождение, рисовать, танцевать – словом, все, что подскажет вам воображение».

После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой «ролик». Затем участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением ра­зыгрывают сценки, демонстрируя творческие способности.

В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему.

Упражнение «Что? Кто? Как? Где? Когда?»

Цель: спланировать желаемую «жизненную программу» на ближайший период.

Продолжительность: 20-30 минут.

Педагог:

«Составьте список желаемых результатов вашего будущего и расположите его в порядке убывания значимости или ценности каждого. Можете добавить в этот список желания, связанные с вашим будущим трудоустройством.

Выберите из составленного списка первоочередное желание и составьте программу его достижения на основе следующих правил планирования результата.

Сформулируйте результат в позитивном ключе («Что у меня будет?», «Что я хочу иметь?», «Как я буду себя чувствовать?» и т.д.).

Планируйте только то, что сможете сделать сами.

Результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах, ощущениях, звуках, настроении и т.д.

Представьте себе, где, когда и кому пригодится этот результат. Мысленно «проиграйте» ситуации, в которых сможете пользоваться произошедшими изменениями.

Продумайте последствия достижения желаемого результата. Спросите себя: «Что будет, если это про­изойдет?» Результат должен сберечь и сохранить все лучшее, что было раньше».

Когда все участники подготовятся, необходимо обсудить результаты в группе.

Упражнение «Повышение уверенности»

Цель: развить уверенность в себе.

Продолжительность: 15-20 минут.

Педагог:

«Это упражнение пригодится тем, кто переживает из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.

Примите позу, в которой легко расслабиться: лежа на спине, полусидя-полулежа в кресле, сидя на стуле в позе кучера… Располагайтесь так, как вам хочется.

Расслабьтесь, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Мое тело должно быть расслабленным»;

«Мое тело должно быть тяжелым»;

«В моем теле должно ощущаться тепло».

Чем лучше у вас получится расслабиться, тем большего эффекта вы достигните. Со временем у вас будет получаться расслабляться все лучше и лучше.

Работа этих формул зависит от того, насколько вы со­средоточены на них.

Давайте попробуем еще раз и «разгоним» мысли:

«На несколько минут мой разум должен стать свободным»;

«Все посторонние мысли должны постепенно улетучиться»;

«Сейчас мне лень думать о чем-то постороннем».

Теперь используем формулы самовнушения, направленные на повышение уверенности:

«У меня есть право быть одному»;

«У меня есть право быть независимым»;

«У меня есть право на успех»;

«У меня есть право быть выслушанным и принятым всерьез»;

«У меня есть право получать то, за что я плачу»;

«У меня есть право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека»;

«У меня есть право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным»;

«У меня есть право просить то, чего хочу»;

«У меня есть право делать ошибки и быть ответственным за них»;

«У меня есть право не быть напористым».

Желательно запомнить эти формулы перед следующим упражнением, однако можно пользоваться шпаргалкой. Выпишите формулы на листочек. Во время самовнушения можете приоткрывать глаза, чтобы подсмотреть. Старайтесь при этом ни на что не отвлекаться.

Упражнение «Игра в куклы»

Цель: устранить личностные конфликты.

Продолжительность: 20-30 минут.

Педагог:

«Возможно, на каком-то этапе вы почувствовали или почувствуете, что в вашей жизни слишком много поверх­ностного. Вы испытываете какие-то случайные эмоции, беспокоитесь о каких-то второстепенных вещах, поступаете по ситуации и потом удивляетесь своим поступкам, будто это сделали не вы, а другой человек в вас? Если так, тогда это упражнение для вас.

Создайте из подручных материалов куклу. Постарайтесь, чтобы она была похожа на вас внешне. Если у вас не хватает художественных способностей – не страшно. Важно приложить усилия в создание этой куклы.

Не давайте кукле своего имени, потому что она – это не вы. Лучше дать ей «говорящее» имя. Если вы страдаете от того, что к вам прилипла роль плаксы, то подойдет «Пьеро». Если у вас проблемы в отношениях, то подойдет «Ромео» или «Джульетта». И так далее.

Теперь можно играть в куклы. Играть в куклы так, как это делают маленькие дети. Пусть ваш «Пьеро» или ваша «Джульетта» ведут себя в соответствии с той оболочкой, которую вы с себя хотите сбросить.

Разыграйте маленькие сценки либо поставьте большую пьесу. Главное – чтобы вам было весело и смешно. Смех – это тот «растворитель», который поможет вам избавиться от ненужной кукольной оболочки.

Уже после первой игры вы почувствуете облегчение, как-будто сбросили с себя ненужную ношу».

Упражнение «Пять шагов»

Цель: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Продолжительность: 30-40 минут.

Педагог:

«Определите какую-либо интересную профессиональную цель. Например, вы хотите поступить в какое-либо учебное заведение, оформиться на интересную работу либо в перспективе совершить что-то выдающееся на работе» (выпишите цели, которые сформулировала группа, на доске или листе ).

Определите, что за воображаемый человек должен достигнуть этой цели. Вы должны назвать его основные характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение, социальный статус родителей и близких людей (выпишите ответы на перечисленные характеристики ).

Выделите основные пять этапов – пять шагов, которые помогут в достижении этой цели (примерно пять минут )».

«Давайте выясним, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. Обсудите это друг с другом и выпишите пять самых лучших этапов, которые вы выбрали».

Каждая микрогруппа устраивает обсуждение с учетом особенностей обозначенного выше человека . Отведите на обсуждение 5-7 минут.

«А теперь пусть кто-нибудь из каждой микрогруппы расскажет о пяти этапах, которые были выбраны в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Можем обсудить их вместе».

При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами. Также в итоговой дискуссии совместными усилиями можно оценить, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, то есть насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Можно проводить это игровое упражнение и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем несколько желающих выходят к доске и выписывают свои предложения. После этого в общем обсуждении рассматриваются выписанные этапы и выделяется наиболее оптимальный вариант.

Можно разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Упражнение «Розовый куст»

Цель: глубокая саморефлексия.

Продолжительность: 25-30 минут.

Педагог:

«С древних времен и на Востоке, и на Западе определенные цветы считались символами высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был Золотой цветок, в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробудить силу. Также стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка – то есть его развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящие изнутри человека, которые велят ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила – то средство, которое высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего высшего «Я»…

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

Представьте себе розовый куст со множеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите внимание на один из бутонов. Он еще закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте внимание на этом образе, следите за ним.

Зеленая чашечка начинает медленно раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно, отходя друг от друга, загибаются к низу, открывая розовые лепестки. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

Лепестки тоже начинают раскрываться, медленно разворачиваясь, и цветок полностью расцветает… Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее аромат.

Представьте, что на розу попал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… Продолжайте удерживать розу, освещенную солнцем, в центре внимания.

Загляните в сердцевину цветка. Почувствуйте, что из него исходит мудрость, которая рада открыться вам.

Подумайте, что для вас важно в данный момент. Спросите, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. Можно записать те ответы, которые вам откроются.

Представьте, что вы стали этим цветком. Осознайте, что та мудрость, которая только что была к вам благосклонна, может быть с вами всегда. Вы в любое время можете обратиться к ней.

Отождествите себя с розой. Поймите, что вы и есть этот цветок. Вы та сила и мудрость, которая поможет вам осуществить ваши цели».

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

психологические упражнения для тренингов

Социально-психологический тренинг эффективного общения для старшеклассников

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Знакомство

«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

Упражнение «Глаза в глаза»

В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Вопросы для обсуждения : «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?»

Принятие правил

Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1. Физическая и психологическая закрытость группы.

Физическая закрытость – т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.

Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...

2. Правило искренности.

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

3. Правило круга.

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь».

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).

6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников.

В начале занятий могут быть проведены психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяли бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренингов ой группы.

Упражнение «Меняются местами»

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция : «Сейчас у нас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Вопросы для обсуждения : «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

Ожидания и опасения

Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа – ожидания, с левой – опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки. Зачитывает их и по ходу поясняет цели предстоящей работы, комментируя насколько обоснованы те или иные ожидания и опасения.

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

  • устанавливать контакт с другими людьми;
  • умению эффективно предавать информацию;
  • рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
  • потренируемся давать и получать обратную связь.

Упражнение «Встать по числу» (психогимнастическое упражнение, тренер использует по своему усмотрению)

Все участники садятся по кругу.

Инструкция : «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Упражнение «Путаница»

Участники становятся в круг.

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

  1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).
  2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.
  3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения. Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение полезно в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать ею надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.

Психогимнастические упражнения, которые можно использовать в содержательных частях тренинга.

Упражнение «Арифмометр»

Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю «семь», Лена – «плюс». Катя – «восемь». Юра – «минус», Олег – «два», Зина – «равно», и Таня называет число «тринадцать». Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».

Для упрощения задачи можно договориться о том, что арифмометр только складывает и вычитает и делает это в пределах, например, пятидесяти.

Если в кругу четное количество участников, то одни все время будут называть числа, а другие – знаки, поэтому после 2-3 кругов можно начать упражнение снова, предложив тому, кто называл до этого знаки, назвать первое число.

В ходе выполнения упражнения тренер побуждает «считать» быстрее.

Упражнение мобилизует внимание, позволяет быстро включить участников в ситуацию тренинга, например после короткого перерыва. При кажущейся, на первый взгляд, простоте далеко не всеми это задание выполняется с легкостью. Как правило, затруднения возникают у людей с недостаточно развитой способностью к концентрации внимания. В ходе упражнения они получают возможность осознать это и исправить свой недостаток.

Упражнение «Телеграф»

Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например «волк», а потом, хлопнув 2 раза по коленям, – название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

Блок 1 «Установление контакта»

Упражнение 1

Все участники располагаются большим полукругом.

«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия». После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Упражнение 2

Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

Вопросы для обсуждения : В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

Упражнение 3

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

  • участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;
  • участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;
  • участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

Упражнение 4

Упражнение выполняется в группах по 3 или 4 человека.

Инструкция : «Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность персонал – менеджера в крупной фирме. Отбор проводится в несколько этапов, на каждый из которых вместе собираются разные люди. Сейчас в каждой группе кто-то один (я позже скажу, кто именно) попробует установить контакт с каждым из остальных участников вашей малой группы. При этом кто устанавливает контакт, заинтересован в получении информации относительно отбора, а те, к кому он обращается, ее занимают примерно такую позицию: ситуация отпора для вас очень важна, и вы хотите успешно пройти, поэтому у вас есть серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседования и даете это понять тому, кто к вам обращается. В то же время, пожалуйста, помните о том, что если поведение того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание вступить с ним в разговор, вы можете сделать это.

Тренер называет имена тех, кто в 1 групп должен на первом этапе работ попытку установить контакт. Через 3-4 минуты тренер останавливает разыгрывание ситуации и предлагает, оставаясь в малых группах, обсудить полученный результат. После этого тренер меняет состав групп и называет имена тех, кто на втором этапе должен будет начать разговор. Таким образом, если работа проходит в тройках, то в тренинговой группе из двенадцати человек потребуется три этапа для того, чтобы каждый побывал в активной позиции. Обсуждение: Обратите внимание на те вербальные и невербальные аспекты, которые способствуют установлению контакта. Все участники становятся по кругу.

Блок 2 «Умение передавать информацию»

Упражнение 1

На счет «раз» каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждый участник. На счет «два» надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет «раз», и начать выполнять то движение, которое на счет «раз» делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему «автору». Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-то из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сначала. По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение, есть ли изменения в его характере. Обсуждение направляется на осознание причин искажений передаваемых движении и того, что могли бы предпринять участники, чтобы этого не происходило. Это упражнение желательно проводить в начале работы по осознанию участниками группы факторов, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе сообщения.

Упражнение 2

Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке.

«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Вариант текста : «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи.

Упражнение 3

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете, только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Упражнение 4

Участники объединяются в пары.

«Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

Блок 3. Умение слушать

Предлагаемые упражнения предполагают использование следующих приемов:

    Безмолвное слушание, выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.

    Уточнение – обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова ужасно себя ведет»).

    Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы более полно, далее – выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

    Дальнейшее развитие мыслей собеседника «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу мори. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на бите дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что бы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу.

    Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

    Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

    После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».

    Упражнение

    Участники садятся в круг.

    «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста.

    Правила:

  1. Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
  2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
  3. Не давай советов.
  4. Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой – «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону. Итак, «А» говорит в течении 5 минут «В» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать «В» что в его поведении помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ».

После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.

«Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «В» в течении предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«В» за 5 минут должен повторить «А» , что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильное поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями.

Заключительная часть тренинга

Вопросы для рефлексии (письменно)

  • Что было самым полезным в тренинге?
  • Что было самым приятным в тренинге?
  • Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если нет, то почему?
  • Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой и с чем связан?
  • Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
  • Чтобы вы хотели пожелать себе?
  • Чтобы вы хотели пожелать тренеру?

«Чемодан» : Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.


17.01.2011
Наталья
Очень эффективные занятия, на мой взгляд.
Кристина
хороший тренинг!!! думаю, он мне поможет в работе с детишками)))
05.02.2012
Ерболат
спасибо вам коллеги!
13.03.2012
Алина
спасибо огромное
04.10.2012
екатерина
очень хорошие упражнения, спасибо!
23.11.2012
таня
спасибо
18.12.2013
Екатерина
Спасибо огромное! Безумно интересно и очень помогли! Приступаю к работе! :) :)
13.01.2018