Современные проблемы науки и образования. Государственная теория оказала значительное влияние на развитие учения о местном самоуправлении в XIX и XX вв Значительное влияние на развитие

Коммунистическая партия и советское государство уделяли огромное внимание охране здоровья подрастающего поколения, рассматривая это как важнейшую государственную задачу. В СССР созданы государственные системы охраны здоровья детей и подростков, охраны материнства и детства. Характерно, что в дореволюционной России насчитывалось всего 600 детских врачей, а в 1976 г. их было более 96 тысяч. Конституцией СССР гарантировано осуществление специальных мероприятий по охране труда и здоровья женщин; создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства.

В педиатрической службе особенно ярко реализуется ведущий принцип организации советского здравоохранения, как профилактическая направленность. В организации охраны детства особенно обязательной является диспансеризация, в которой воплощен синтез профилактической и лечебной медицины.

Постоянный и непрерывный процесс внедрения научных достижений в практику детского здравоохранения осуществляется одновременно с совершенствованием всей системы организации здравоохранения детского возраста. На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне прочно находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.

Заметно усиливается тенденция этапности лечения больных детей с хроническими заболеваниями: поликлиника - стационар - санаторий. Особое значение в профилактической работе среди детского населения приобретает развитие сети медико-генетической службы.

Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 в. вышло в свет десятитомное руководство по педиатрии в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения

Заключение.

Советская клиническая медицина развивается в клинико-физиологическом и профилактическом направлениях. На новом, более высоком уровне развития находятся открытые ранее методы диагностики и техническая вооруженность врача-клинициста.

Достижения советской медицины велики во всех проявлениях – в ее связях с естествознанием, ее философских диалектико-материалистических концепциях, успехах науки, создании многочисленных крупных научных медицинских школ, широкой практической, профилактической деятельности, развитии общественных начинаний, деятельности обществ, съездов, медицинской периодической печати, привлечении трудящихся к делу охраны здоровья народа.

Медицинская наука и здравоохранение неразрывно гармонически связаны друг с другом. Государственный характер советского здравоохранения в значительной степени обусловливает возможности и пути развития медицинской науки.

Список использованной литературы

1. П.Е.Заблудовский и др. «История медицины». Учебник.М.: «Медицина», 1981.

2. Ю.П. Лисицин «История медицины». Учебник. М.: «ГЕОТАР-МЕД» 2004.

3. Т.С.Сорокина «История медицины». Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: «Академия» 2005.

4. Б.В.Петровский «Большая медицинская энциклопедия», том 18,

М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.

5. Шабалов Н.П. «Педиатрия». Учебник. С.-П.;СпецЛит 2002г.

1

Цели развития промышленности и экономики в целом должны быть ориентированы на формирование и развитие эффективных, гибких и устойчивых рыночных производственных структур, способных обеспечить поступательный рост конкурентоспособности продукции в условиях усиления процессов формирования постиндустриальных общества и экономики. Для преодоления негативных долговременных тенденций требуется выработка новых комплексных подходов к развитию промышленных предприятий, основанных на принципах и элементах экономики знаний, а также формирование организационно-экономических инструментов, позволяющих более эффективно создавать и использовать имеющийся ресурсный потенциал. Особенности развития промышленных предприятий позволили выявить факторы, влияющие на устойчивое развитие предприятия, такие как: независящие от деятельности предприятия – общеэкономические, рыночные, и зависящие от деятельности предприятия – финансовые, маркетинговые, производственные, инновационные, позволяющие оценить состояние предприятия, выявить причины неустойчивого развития и являющиеся основой выбора альтернатив стратегического управления.

устойчивость

факторы внутренней и внешней среды

устойчивое развитие промышленного предприятия

1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 512 с.

3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., исправ. – М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Татарских Б.Я. Основные тенденции динамики структуры производственно-технологического потенциала машиностроения России. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2005.

Устойчивость формируется под воздействием комплекса факторов внутренней и внешней среды.

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты . Факторы - конкретные события и тенденции, сгруппированные по области необходимой информации, то есть по основным разделам исследования рынка.

Таким образом, факторы устойчивости - причины, которые могут вызвать ее нарушение (повышение или снижение), классифицируемые в зависимости от среды возникновения, характера и направления воздействия, объекта воздействия и т.п.

Факторы можно подразделить по методам на: экономические и неэкономические (политические, правовые, экологические); по способам: факторы прямого и косвенного воздействия .

Их соотношение, взаимодействие, взаимосвязь исключительно важны и актуальны не только для отдельно взятых субъектов, но и для всей экономической системы. В определенные исторические периоды воздействие одних усиливается, других - ослабевает.

Способность предприятия преодолевать кризисы, побеждать в конкурентной борьбе, сохранять экономическую устойчивость во многом зависит от действия внутренней группы факторов - от состояния его внутренней среды.

Внутренняя группа факторов включает в себя цели, задачи, структуру, технологию, кадры предприятия. В странах со стабильной экономикой соотношение внешних и внутренних факторов складывается в пользу последних. Так, анализ банкротства предприятий в развитых странах показывает, что к банкротству причастны на 1/3 внешние и 2/3 внутренние факторы. Нет особой необходимости доказывать, что в условиях стабильной экономики основные помехи, мешающие развитию предприятия, как правило, заключены в сфере его собственной деятельности и содержат внутренние расхождения и противоречия по поводу целей предприятия, средств их достижения, ресурсов, методов организации деятельности и управления по достижению целей .

Факторы внешней среды имеют различные уровни и направленности воздействия. Возможно их разделение на три уровня: региональный, национальный и международный. По своей направленности факторы являются стабилизирующими или дестабилизирующими.

В последнее десятилетие возросло воздействие внешних факторов, особенно международного уровня дестабилизирующей направленности. Воздействие факторов внешней среды в значительной мере делает менее устойчивой равновесие и стабильность субъектов хозяйственной деятельности, отраслей, ведет к росту зависимости от них национальной экономики в целом.

Факторы внешней среды национального и регионального уровня можно подразделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.

Попытаемся провести классификацию факторов, влияющих на экономическую устойчивость предприятия.

Ранее предприятие рассматривалось как закрытая производственная система, и практически не учитывалось влияние окружающей среды на его развитие. Считалось, что внешняя среда практически не действует на предприятие, и научные изыскания в основном были направлены на исследование и совершенствование внутренней среды предприятия. Во времена административно-командной системы, централизованной плановой экономики с этим можно было согласиться. В условиях рыночной экономики предприятия уже не могут игнорировать влияние внешней среды. Игнорирование внешней среды сегодня означает банкротство предприятия завтра.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет устойчивость деятельности предприятия, влияет на предприятие посредством объективных и субъективных факторов. Действие каждого фактора может по-разному проявляться на эффективности работы предприятия. Помимо внешних факторов на устойчивость предприятия влияют факторы внутренней среды предприятия. Схема действия факторов внешней ивнутренней среды предприятия на его устойчивое развитие представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на устойчивое развитие промышленного предприятия

Объективные внешние факторы - совокупность факторов внешней среды, имеющая прямое воздействие на функционирование и развитие предприятия. К данной группе факторов относят поставщиков трудовых, финансовых, информационных, материальных и пр. ресурсов, потребителей, конкурентов и т.д.

1. Национальное законодательство является одним из главных объективных внешних факторов, который оказывает влияние на развитие предприятия. Все правовые акты можно подразделить на три группы: Федеральные правовые акты, правовые акты субъектов РФ, правовые акты местного самоуправления. Предприятия обязаны строго соблюдать нормативно-правовые акты всех уровней. Но как показывает практика, иногда законодательные акты не только разных уровней противоречат друг другу, вызывая неопределенность у производителя, но порой даже законодательство Федерального уровня дает противоречивое толкование.

2. Ресурсное обеспечение - совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для деятельности предприятия. На каждом предприятии должен вестись строгий учет используемых и требуемых ресурсов, который позволит предприятию их наиболее эффективно использовать.

В состав материальных ресурсов входят сырье, материалы, оборудование, энергия, комплектующие, без которых невозможно произвести продукцию.

Народонаселение представляет собой основной контингент трудовых ресурсов предприятия. Одной из характеристик населения как производителя материальных благ является трудовой потенциал. Он включает совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность населения. Эти качества связаны:

  • со способностью и склонностью человека к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы;
  • с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду определенной квалификации;
  • с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, интересов и потребностей.

Финансовые ресурсы - наиболее значимый вид ресурса. Кредитные учреждения оказывают большое влияние на существование и развитие предприятий. Большинство предприятий на сегодняшний день испытывают острый недостаток оборотных средств и вынуждены привлекать заемные средства путем взятия кредитов. Для развития промышленности в целом по России и регионам необходимо выработать политику льготного кредитования промышленных предприятий.

3. Партнеры - предприятия-партнеры оказывают значительное влияние на функционирование и устойчивое развитие предприятия. В условиях плановой экономики между предприятиями были заложены крепкие связи по поставке комплектующих. С распадом бывшего СССР, в условиях рыночной экономики, многие связи между предприятиями были разрушены и поэтому отличительным штрихом постприватизационного периода стал кризис в поставках между предприятиями, разрыв сложившихся устойчивых связей, вследствие чего многие предприятия либо прекратили свое существование, либо вынуждены были осваивать производство комплектующих у себя и искать новых деловых партнеров.

4. Предприятия-конкуренты являются одной из движущих сил развития предприятия. Именно конкуренция позволяет предприятию развиваться, выпуская конкурентоспособную продукцию и предоставляя персоналу наиболее лучшие условия труда. В настоящее время возрастает конкуренция не только на товарных рынках, но и на рынках материальных и трудовых ресурсов. Конкурентная борьба существенно влияет на внутреннюю среду предприятия, особенно на организацию производства. Поэтому необходимо постоянно анализировать и повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, что позволит предприятию не только существовать, но и развиваться.

5. Потребители продукции в последнее время рассматриваются как один из самых значимых элементов внешней среды, влияющих на развитие предприятия. Во времена плановой экономики главной задачей предприятия было производство продукции в необходимых объемах, дальнейшая судьба товара производителя волновала постольку поскольку. В рыночной экономике именно от потребителя зависит благосостояние предприятия. Внешняя среда посредством потребителей оказывает влияние на предприятие, определяет его стратегию.

6. Органы государственной власти значительным образом воздействуют на функционирование и развитие предприятия. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Центральные и местные органы власти, включающие в себя совокупность органов законодательной и исполнительной власти, централизованно регулируют основные социально-экономические отношения в обществе. К функциям власти относятся: принятие законов и контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, должно касаться вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

В последнее время значительно усилилось воздействие судебной власти на функционирование предприятия. При существующей концепции перехода нашей страны к правовому государству возрастает количество вопросов, которые предприятию приходится решать цивилизованно, обращаясь в арбитражный суд.

Положительным моментом происходящих в России перемен является передача части полномочий государственной власти на места, что позволяет на местном уровне проводить законотворческую работу в области налогообложения, программ экономического развития и оказывать влияние на развитие промышленных предприятий. Развитие местного самоуправления открывает для предприятий новые возможности взаимовыгодных отношений с местными органами власти. Как показывает практика, многие предприятия оказались не готовы к рыночным отношениям. Парадоксально то, что возрастающая роль местной власти вкупе с богатейшими природными ресурсами практически никак не сказывается на современном состоянии России.

На изменения в факторах прямого воздействия предприятие может реагировать двояко: оно может перестроить внутреннюю среду и проводить политику как приспособления, так политику активного или пассивного противодействия.

Субъективные внешние факторы - совокупность факторов внешней среды, имеющая косвенное воздействие на функционирование и развитие предприятия. Факторы косвенного воздействия играют роль фоновых факторов, увеличивающих или уменьшающих экономическую устойчивость. К данной группе факторов относят состояние экономики, природные, социально-политические факторы и т.д. .

1. Политическая ситуация - значительным образом влияет на развитие предприятия, влияние этого фактора особенно сильно для России. От того, какая складывается политическая ситуация в стране, зависит приток инвестиций из зарубежных стран, открытие зарубежных рынков для отечественных товаров. В стране политическая стабильность, прежде всего, определяется взаимоотношениями между государством и его гражданами и проявляется отношением государства к собственности, предпринимательству.

2. Экономическая ситуация - один из серьезных факторов, влияющих на развитие предприятия. Котировка акций отечественных предприятий на фондовом рынке, цены на энергоносители, курс национальной валюты, уровень инфляции, процентные ставки по кредитам являются показателями, отражающими состояние национальной экономики. На развитие предприятия большое влияние оказывает фаза развития экономики в стране. Экономический подъем благотворно действует на повышение деловой активности, развитие предприятия, спад отрицательно.

3. Научно-технический прогресс - значительным образом влияет на такую сложную систему, как предприятие. Открытия в области «высоких» технологий, электроники, компьютерной техники, создание новых материалов позволили практически за считанные десятки лет кардинально изменить производство на предприятиях, позволив выпускать высококачественную продукцию значительно снизив затраты материальных и человеческих ресурсов. Бурное развитие научно-технического прогресса ставит перед современным обществом проблему занятости населения, но она будет решаться за счет развития новых сфер приложения человеческой деятельности.

4. Информационное обеспечение - необходимо выделить в отдельный фактор, т.к. важность информации за последнее время в связи с развитием современных коммуникационных систем без преувеличения огромна. Современные предприятия буквально пронизывают информационные потоки. Данный фактор может относиться и к внешней среде и к внутренней среде предприятия (формируя информационную среду предприятия). От того, насколько эффективны внутренние потоки информации на предприятии, насколько оно способно принимать и анализировать информацию из внешней среды, зависит его дальнейшее развитие.

К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои цели, задачи, структуру, технологию, персонал.

Признавая глубокую и неразрывную связь факторов прямого и косвенного воздействия, их взаимообусловленность, следует отметить, что в те или иные периоды развития общества, особенно в период трансформации общественно-экономических отношений, зачастую детерминирующая роль принадлежит факторам косвенного воздействия (политическим, правовым, экологическим). Кардинальные изменения экономического курса, внедрение капиталистических экономических отношений в обществе стало результатом, прежде всего, воздействия политических факторов. Внедрение частной собственности, приватизация - одновременно форма и итог этого воздействия.

Внутренние факторы - факторы внутренней среды предприятия, оказывающие воздействие на его функционирование и развитие. Перечислим их:

1. Производство - сложный процесс, характеризующийся применяемым оборудованием, технологиями, квалификацией персонала. От того насколько совершенно оборудование и применяемые технологии, зависит качество выпускаемой продукции и, следовательно, ее конкурентоспособность. Производство является основным внутренним фактором, определяющим экономическую устойчивость предприятия.

2. Особую роль в обеспечении экономической устойчивости предприятий играет система стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент позволяет предприятию повысить эффективность управления, заложить основы стабильного развития бизнеса и, предусмотрев возможные негативные воздействия внешней среды, разработать меры противодействия. Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

3. Финансы - от того, как происходит на предприятии планирование финансов, зависит привлечение инвестиций, пополнение оборотных средств, использование полученной прибыли и в целом развитие предприятия.

4 Организационную структуру следует рассматривать как систему, позволяющую рационально использовать людей, финансы, оборудование, предметы труда, площади предприятия.

5. Персонал - рассматривается как один из основных видов ресурсов, без которого невозможно функционирование предприятия. От квалификации персонала, от мотивационных стимулов напрямую зависит устойчивость деятельности предприятия и его устойчивое развитие.

6. НИОКР - научные исследования и организация конструкторских разработок оказывают значительное воздействие на развитие предприятия, позволяют предприятию идти в ногу со временем, совершенствуя технологии, повышая конкурентоспособность.

Рис. 2. Классификация факторов устойчивого развития предприятия

В процессе исследования выявлены ключевые факторы, влияющие на устойчивое развитие предприятия.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся:

  • общеэкономические, такие как уменьшение объема национального дохода, рост инфляции, замедление платежного оборота, нестабильность налоговой системы и регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения, рост безработицы;
  • рыночные, такие как снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, существенное снижение спроса, рост предложения товаров-субститутов, снижение активности фондового рынка, нестабильность валютного рынка;
  • прочие, такие как политическая нестабильность, негативные демографические тенденции, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной обстановки .

Способность предприятия преодолевать кризисы, побеждать в конкурентной борьбе, сохранять устойчивое развитие во многом зависит от действия внутренней группы факторов.

Факторы, зависящие от деятельности предприятия и влияющие на его устойчивое развитие, представлены на рисунке 2.

Таким образом, предложенная классификация факторов внутренней среды, влияющих на устойчивое развитие промышленного предприятия, позволяет оценить состояние предприятия, выявить причины неустойчивого развития для дальнейшего выбора альтернатив стратегического управления.

Рецензенты:

Бахтеев Ю.Д., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Юрасов И.А., д.с.н., профессор, директор центра прикладных исследований ГАОУ ДПО Институт регионального развития Пензенской области, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Зингер О.А., Ильясова А.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18044 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Как принято считать в психологии, способности человека развиваются из его природных задатков. Способности в основном тоже определяются скорее биологическими факторами - они отражают функциональную готовность организма к выполнению той или иной деятельности. Но эта готовность должна проявиться из задатков - организм (включая центральную нервную систему, психику) происходит своего рода настройку. Задатки и способности влияют на образование , и все вместе они влияют на успешность выполнения той или иной деятельности.

Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в детстве, отрочестве и юности, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет.

На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает социальное окружение : семья, друзья, школа и иные социальные институты. Социальное окружение является для человека в разном возрасте источником и собственного поведения, и информации. Социальное окружение погружает ребенка в новую для него деятельность, поддерживает в тех или иных начинаниях или препятствует этому. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, с которыми ему интересно общаться, у которых можно попросить ответа на любой вопрос, от которых можно ожидать созидательные инициативы.

Кроме социального окружения важно и материальное окружение : инструменты, разного рода технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Есть, например, такой сенситивный период восприятия мелких предметов (ребенок 1,5 - 2,5 лет). В этот период ребенок особо интересуется мелкими предметами. Если интересуется - надо такую возможность ему предоставить (с соблюдением разумных мер безопасности).

Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности . Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

Если ребенок имеет выраженные природные задатки (реальные, а не придуманные родителями), то довольно важно этот факт констатировать как можно раньше и по возможности помогать ребенку раскрывать эти задатки в приоритетном порядке.

В связи с этим сразу стоит сказать о важности всестороннего развития интересов и способностей . Распространена ошибка, заключающаяся в замыкании на одном виде деятельности. Родители и сам ребенок считают, что не надо тратить время на посторонние вещи. На самом деле это может привести и к угасанию основного интереса, и к образованию слишком узкого специалиста. Довольно типичный пример - музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки. Узость интересов и кругозора при этом приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера, даже если и есть такое желание. Способности имеют тенденцию распространяться на смежные виды деятельности, в этом расширении происходит общее развитие, которое потом "возвращается" к исходной способности.

Поэтому не следует забывать про поддержку любого интереса . Интерес это не склонность (по крайней мере до нее еще далеко). Если даже и затрагиваются какие-то скользкие, неприятные темы, родителю просто стоит провести некоторую разъяснительную работу. Для развития способностей очень важно опираться на истину, на знания. Ни в коем случае нельзя внушать ребенку, что знать что-то может быть тождественным плохому поступку.

Большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них - вечный источник энергии). Поэтому опора на соперничество - должно быть в арсенале и родителей, и учителей.

Соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество - соперничество. В общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей - своего рода "обжиг". Опора на сотрудничество - это тоже та вещь, которую над иметь в своей педагогической копилке.

А.Д. Градовский подчеркивал политический смысл понятия «самоуправление». Он был убежден в том, что государство, передавая некоторые из своих функций органам местного самоуправления, обязано предоставить им возможность осуществлять «акт власти» (то есть действовать на правах государственной власти). Он выступал за предоставление земствам в определенных законом пределах самостоятельности и властных полномочий1.

В. П. Безобразов трактовал бюрократические и самоуправленческие учреждения как «двоякие органы одного и того же государственного организма, различные формы одной и той же власти». Главный недостаток Положения 1864 г. он видел в том, что земские учреждения не были введены в общую систему государственного управления, а поставлены «подле нее...» По мнению В. П. Безобразова, земским органам было дано «много воли и никакой власти». Их слабость он объяснял отсутствием у них «правительственных» прав2.

Б.Н. Чичерин трактовал земства как юридические лица, которые государство учреждает для удовлетворения общих потребностей. Он признавал за ними значение общественных союзов, которые управляются «издаваемыми государством законами и состоят под контролем государственной власти, но существуют для удовлетворения особых интересов известных лиц или местностей». Б.Н. Чичериным проводилась мысль, что государство получает выгоду, приобретая помощника в лице местного самоуправления. Оно «избавляет его от лишнего бремени, исполняя то, что без его помощи легло бы на собственные его органы». В случае недостаточной эффективности деятельности земских учреждений «государство может, не забирая дела в свои руки, приходить на помощь... или же восполнять пробелы собственными учреждениями не в виде замены, а в виде завершения и усовершенствования общественной инициативы»3.

Определенным влиянием в XIX в. пользовалась юридическая теория, возникшая на базе государственной теории местного самоуправления. Ее сторонники сводили сущность местного самоуправления к одному основному признаку - самоуправляющиеся единицы являются обособленными от государства публично-правовыми юридическими лицами. Они считали, чтоправа органов местного самоуправления неотъемлемы и неприкосновенны для государства. Органы самоуправления, по их мнению, осуществляют волю не государства, а местных сообществ. У общин имеются особые цели и интересы, которые отличаются от целей и интересов государства. Однако эта теория имела целый ряд слабых мест:

Þ неприкосновенность прав органов местного самоуправления существует только для конкретных органов администрации, но не для самого государства, которое вправе законодательно изменить их или вовсе отнять;


Þ самоуправляющиеся единицы, являясь субъектами предоставленных им прав, так же, как и органы государственной администрации, подлежат контролю правительства;

Þ невозможно определить критерии для установления, какие функции, исполняемые органами самоуправления, соответствуют их собственным интересам, а какие - интересам государства (разграничить эти две сферы стремилась и общественная теория самоуправления).

Известный русский правовед Н.И. Лазаревский считал, что каждая из рассмотренных выше теорий верна «в том смысле, что ею указывается на признак, встречающийся в самоуправляющихся единицах и имеющий для них существенное значение, но каждая из этих теорий была неверна в том, что возводила указанный ею признак в основной и исключительный». Исходя из этих соображений, он сформулировалкомплексное определение сущности местного самоуправления как такой формы децентрализованного государственного управления, при которой «тем или иным способом обеспечены как действительная независимость от коронной администрации, так и связь этих органов с местным населением»1.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение втеории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.

В основетеории социального обслуживания делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения. Основной целью всей муниципальной деятельности данная теория называет благосостояние жителей коммуны.

Большинство современных ученых трактует местное самоуправлениекак относительно децентрализованную форму государственного управления на местах. В правовой теории местное управление рассматривается, как правило, сквозь призму таких понятий, как деконцентрация и децентрализация.

Так, известный французский правовед Ж. Ведель под деконцентрацией понимает организационную технику, которая состоит в передаче важных прав по принятию решений представителям центральной власти, поставленным во главе различных административных округов или государственных служб.

Различают вертикальную и горизонтальную деконцентрацию. В рамках первой все полномочия по представительству интересов центральных властей на местах передаются только одному государственному чиновнику (в результате деконцентрация в центре порой сопровождается концентрацией власти на местах), а в рамках второй - на местном уровне образуется несколько «центров власти» с распределением обязанностей по отраслевому принципу.

Децентрализация же, отмечает Ж. Ведель, состоит в передаче прав на принятие решений не просто представителям центральной власти, а органам, которые не находятся в иерархическом подчинении центральным органам власти и зачастую избираются заинтересованными гражданами1.

Таким образом, деконцентрация и децентрализация, являясь двумя видами перемещения властных полномочий из центра на места, имеют существенные различия.Деконцентрация - это лишь техника управления, которая сама по себе не равнозначна демократии, поскольку сохраняет всю администрацию в распоряжении центральной власти или ее представителей. Реформы по деконцентрации, указывает Г. Брэбан, имеют управленческий, а не политический смысл: в географическом отношении аппарат управления приближается к гражданам, но сами они никакой властью не наделяются2.

Придецентрализации происходит непосредственное отчуждение полномочий государства как юридического лица в пользу другого юридического лица, каковым является местный управленческий коллектив.

О преимуществах децентрализованного государства перед централизованным писал еще в первой половине XIX в. А. де Токвиль в сочинении «Демократия в Америке»3. Он утверждал, что правительство, выступающее как единственный гарант и арбитр народного счастья, создает лишь иллюзию своего

всемогущества в разрешении всех проблем. Ему больше ничего не остается, кроме как принять на себя бремя думать за всех и самому преодолевать все трудности.

Положение о большей эффективности децентрализованных систем государственного управления подтверждается выводами современной науки, в частности общей теорией систем Л. фон Берталанфи и эволюционной теорией Ж. Пиаже. Последний обосновал тезис, чтолюбые системы - физические, биологические и социальные - являются саморегулируемыми. Саморегуляция выступает в виде совокупности действий системы, направленных на ее самосохранение и развитие.Чем сложнее и динамичнее процессы, в которые включена какая бы то ни было система, тем большей степенью свободы она должна обладать для своевременного реагирования и адаптации к происходящим изменениям и сохранения устойчивости. Существует лишь одно эффективное решение этой проблемы - расширение самостоятельности подсистем в пределах жизнеспособности системы как целого. Для социально-политических систем это означаетослабление диктата «сверху», развитие самоуправления, в первую очередь регионального и местного, при одновременной демократизации управления.

Таким образом, местное самоуправление отвечаетдвум основным социальным запросам: во-первых, реализации права граждан на участие в управлении общественными делами, во-вторых, созданию эффективной власти на местах, способной удовлетворять как жизненно важные потребности населения, так и интересы общегосударственного развития. В этой связи исключительно важны идеи А. де Токвиля о том, что первоначальным источником власти является отнюдь не государство и даже не народ, а добровольно объединяющиеся индивиды, сами управляющие собственными делами. Именно в таких условиях у людей формируются подлинное гражданское самосознание, чувство долга и ответственности, способности соизмерять свои потребности с потребностями ближних, согласовывать интересы. Идеалом А. де Токвиля являлось общество, функционирующее как совокупность множества свободных и самоуправляющихся ассоциаций и общин.

В своем сочинении «Демократия в Америке» он писал: «Общинные институты...открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свободы она так и не приобретет. Скоропреходящие страсти, минутные интересы, случайные обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного организма, рано или поздно вновь появится на поверхности».

Как актуально это предостережение для молодой российской демократии!Тоталитаризм, загнанный внутрь общественного организма, проявился в таких гипертрофированных формах, что от конституционного принципа местного самоуправления на практике мало что остается.

Самостоятельно решая локальные проблемы под свою ответственность, органы местного самоуправления ожидают от государственных органов управления «правил игры», помощи в пополнении местных ресурсов, если их не хватает для организации жизни в соответствии с минимальными социальными стандартами. Правовое пространство, в котором бы нормально функционировало местное самоуправление, его материально-финансовое обеспечение формировались в западных странах на протяжении многих десятков лет, создавая благоприятные правовые условия для жизнедеятельности местного сообщества. Это длительный эволюционный путь развития местного самоуправления, и их опыт требует тщательного изучения.

Анализируя прошлое и настоящее местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что постепенно с учетом исторических, географических, политических и культурных традиций чаще всего использовались три модели: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и смешанная (гибридная). На чем основывается видение и теоретическое осмысление этих моделей и каковы методологические предпосылки для обоснования российской модели?

В Великобритании - родине классических муниципальных форм - сложилсятип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Одна из характерных черт этой системы - отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. В XIX в. в Великобритании утвердился принцип, согласно которому муниципальные органы могут выполнять лишь те функции, которые им прямо разрешены по закону. Это предопределило роль Британского парламента в формировании муниципального права.Правовая база муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти. С 1689 по 1832 гг. парламентом было принято более 200 таких актов, создавших основу для принятия в 1834 г. закона о попечительстве бедных, который считается актом, положившим начало современной системе местного управления. Этот акт предусматривал создание управленческой системы, которая постоянно работает с оплачиваемым аппаратом и стала основной деятельностью всех местных властей. Муниципалитеты получили право назначать чиновников, проводить различные мероприятия, связанные с ликвидацией нищеты. В 1835 г. актом о муниципальных корпорациях был в основном установлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса. Данный акт предусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседаний и т. д. Этим и последующими актами была создана современная система британских муниципальных органов1.

Наряду с англосаксонской системой местного самоуправления в ряде зарубежных государствдействует муниципальная система, которая в основе своей имеет континентальную (французскую) модель местного управления. Особые принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII - начале XIX вв., существенно отличались от начал, лежащих в основе организации местного самоуправления в Англии. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявлялосьв развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест, то есть континентальная модель представляет иерархическую пирамиду, по которой происходит передача различных директив и информации и в рамках которой на центральные органы власти активно работает целая сеть агентов на местах.

Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы обычно выделяютместное (коммунальное) самоуправление Германии (смешанная модель). Самоуправление, согласно современной немецкой доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря,государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли, таким образом, являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций. В Германии нет федерального закона о местных органах власти: основополагающие начала и принципы самоуправления изложены в статье 28 Основного закона. Статус общин в Германии характеризует следующие положения: община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции, за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления; община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону; община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

Определенными специфическими качествами муниципальной организации отличаются также такие страны, как Италия и Япония: губернатор японской префектуры, избираемый местным

населением и считающийся главой местной администрации, выполняет целый ряд общегосударственных функций1.

Сравнительно-правовой анализ различий рассмотренных выше моделей организации местного управления в развитых странах позволяет сделать вывод о том, что эти различия не носят принципиального характера. Наметилось даже определенное сближение между ними с учетом опыта осуществления муниципальных реформ во Франции и Великобритании, начатых в 80-е годы.

Кроме того, исторический опыт человечества показывает, что наиболее устойчивой является модель самоуправляемого общества, где «каждый индивид прежде всего сам ответственен за решение собственных проблем, добровольно объединяясь с другими индивидами, а также участвуя в организациях и взаимоотношениях в пределах и на условиях, устанавливаемых конституциями и другими взаимными соглашениями людей и принимаемых соответствующими органами управления»2.Тем самым разрешается главное сущностное противоречие между объективной необходимостью взаимодействия людей в рамках государства при осуществлении общественных интересов, с одной стороны, и самореализации своего личностного потенциала, своих способностей, с другой, в целях создания благоприятных условий жизни в экодиалоге человека и природы.

Государственное управление и местное самоуправление - две стороны общественного противоречия между необходимостью централизации и децентрализации власти, где ведущей стороной является местное самоуправление. И доказательством тому -общеизвестный факт возникновения государства и государственного управления на базе общинного управления.

Так,управление племенной общиной в русских землях в VII-Х вв. осуществлялосьна племенных сходах, которые постепенно трансформировалисьв сельские сходы, а также в городские веча.

Например, из 50 князей, занимавших Киевский престол, 14 были приглашены вечем1, за период с 1126 по 1400 гг. Новгородским вечем было избрано 275 посадников из числа наиболее могущественных боярских фамилий и более 80 князей. Избирались в Новгороде совет господ, а также тысяцкий. На собраниях районов (концов) и улиц города избирались кончанские и уличанские старосты. Приводя в качестве естественно развивающихся элементов самоуправления Новгородское вече, автор далек от идеализации его как одного из наиболее демократических институтов в истории общества, так как апелляция к массам всегда была дополнительным инструментом власти, декорацией видимости участия граждан в принятии решений. Печать общинного управления носят на себе и первые известные правовые кодексы «Русская правда», «Правда Ярославичей», «Пространная русская правда», а также летописи «Повесть временных лет», «Белозерская грамота» и другие.

С началом объединения русских земель в XV в. формируется жестко регламентируемая сверху государственная власть. В этих условиях элементы самоуправления сохранились почти без изменения в сельских общинах и частях, улицах городов (посадов). В крупных поселениях и городах наместников постепенно сменяет система местных государственных учреждений (губные органы) и должностных лиц (городовые приказчики). В середине XVI в. в результате земской реформы в уездах, где еще отсутствовало помещичье землевладение, крестьяне черносотенных и дворцовых земель, а также посадские люди получили право выбирать из своей среды старост («излюбленные головы») и целовальников, земских судей и дьяков («лучших людей»). Крестьянская община по-прежнему избирала сотских, пятидесятских, на которых в своей деятельности и опирались старосты и целовальники. Постепенно выборные местных органов, подпадая под надзор воевод, превращались последними в служащих государства.

Реформы Петра I носили отпечаток влияния Западной Европы. В 1699 г. посадское население получило право избирать из своей среды бургомистров. В 1718г. Петр I распорядился восстановить право местного городского сословного управления, и в 1723-1724 гг. были созданы городские магистраты и ратуши. Однако эти органы, не в пример западноевропейским, жестко контролировались государственными чиновниками и вскоре после смерти Петра I «вросли» в структуру российского государства.

В 1775 г. правительство провело новую реформу местного управления на основе децентрализации власти, в результате чего местные государственные учреждения получили большие полномочия. Почти одновременно началась реформа городского самоуправления в соответствии с «грамотой на права и выгоды городам Российской Империи». Эта реформа разделила городское население на 6 сословных разрядов, первичным органом сословного самоуправления в городе было городское собрание. Предоставление права избирать и быть избранным регламентировалось возрастным и имущественным цензом.

«Городское собрание избирало городского голову, бургомистров и ратманов в магистрат, старост, судей словесных судов, заседателей от городского сословия в общие и словесные учреждения»1. Собрание выбирало также распорядительный орган сословного самоуправления - Общую городскую думу. Эти новации затем были использованы в ходе земской реформы 1864 г., поскольку в редакции правительства Екатерины II реформа проработала недолго - до 1798 г., когда городское сословное управление было соединено с полицейскими ведомствами.

В первой половине XIX в. самоуправление в городах переживало кризис, связанный с ужесточением полицейско-надзорных функций государства. Прекратили существование такие представительные органы, как городские депутатские собрания, а также общие думы. Их члены использовались для отдельных поручений Шестигласной думой, в функции которой входил надзор над торговлей на базарах и благоустройство города под надзором губернатора. «Приниженное значение городских органов самоуправления вызвало равнодушие городских сословий к службе в сословных учреждениях и уклонение от нее»2.

Тяжесть и неповоротливость государственной машины, проявление наиболее косных черт бюрократизма, уклонение дворянства и купечества от гражданской службы, а также заметные демократические изменения и их результаты в Западной Европе вынудили правительство России искать пути реформирования системы государственного управления.

После крестьянской реформы 1861 г. возникла необходимость возрождать повсеместносельское общинное самоуправление. Для крестьян были созданы крестьянские сословные учреждения. Сельское общество на сходе избирало сельского старосту, сборщика податей, сотских, десятских (последние исполняли надзорные и полицейские функции). Волостной сход избирал волостного старшину, волостной суд, а также представителей на предварительный съезд для выборов гласных в уездное сельское собрание, разрешал хозяйственные проблемы волости. В качестве представительного органа существовало волостное правление.

Таким образом,земская и городская реформы 1864-1870 гг. имели в основе своей исторический опыт общинного и городского самоуправления в России, а также опирались на заимствования из западноевропейского опыта. Причем ее относительный успех объясняется тем, что реформаторы не копировали слепо западные модели, а внедрили структуры, понятные народу и «пригодные к работе в конкретных социально-экономических и политических условиях»3.

У нынешних поборников возрождения земских традиций в организации местного самоуправления в Российской Федерации наряду с положительными моментами - стремлением опираться на отечественные корни, желанием предоставить жителям поселков, сел, деревень, городов широкие полномочия для проявления инициативы, простотой и доступностью изложения проектов

нормативных документов - присутствуют и недостатки: идеализация земства, опора на устаревшие сомнительно демократические институты и попытка их перенесения на современную почву России, которой ближе опыт недавних времен, опыт работы Советов.

Расходятся с духом времени также попытки оправдать формирование представительных органов на сословной основе, нежелание учитывать национально-культурные особенности регионов Российской Федерации и т. д. При этом упускается из виду, что условия формирования земских учреждений, порядок назначения и утверждения должностных лиц, утверждение нормативных актов строго регламентировались и контролировались государством в лице губернаторов и присутствий1.

Вызывает удивление утверждение председателя Российского земского движения Е. Паниной о том, что «земства никогда не строились по национальному или партийному принципу, а были всесословными органами представительства»2. В качестве примера, ставящего под сомнение утверждение, обратимся к документам: в Положении о губернском и уездном земском управлении в ст. 16, примечание 3, читаем: «Евреи впредь, до пересмотра действующих о них указаний, не допускаются к участию в земских избирательных собраниях и съездах»3.

Далее, в Именном Высочайшем указе от 14 марта 1911 г. «О распространении действия Положения о земских учреждениях на Волынскую, Киевскую, Витебскую, Минскую, Могилевскую и Польскую губернии» пункт 10 гласит: «В Двинском, Люцинском и Рижском уездах, Витебской губернии в первые отделения земского избирательного собрания и земских избирательных съездов входят лица русского происхождения, во вторые - прочие лица; в остальных уездах Витебской губернии и в уездах Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерний в первые отделения входят лица, имеющие право участия в собрании или съездах, по принадлежности, за исключением лиц польского происхождения, а во вторые - лица польского происхождения»4.

То же в примечании к п. 10, и к п. 11 в отношении съездов, избираемых волостным сходом5.

Аналогичные узаконения имеются и в Положении об общественном управлении городов. Об этом же говорит и Л.Е. Лаптева: «По требованию губернатора лица, признанные неблагонадежными, должны были удаляться от должности»1.

В заключение следует обратить внимание всех идеалистов от земства на Временное положение о волостном земском управлении 1917 г., которое построено на гораздо более демократичных принципах.

Другая крайняя точка зрения на использование мирового исторического опыта проявляется во взглядах современных «западников», которые склонны принимать за основу организации системы местного самоуправления в Российской Федерации англо-американский, немецкий или французский опыт и демонстрирующие желание видеть в наших законах зеркальное повторение Европейской хартии местного самоуправления.

Между тем российское местное самоуправление имеет довольно большой и разноречивый опыт. Оно с момента возникновения государственности на Руси в малоизмененном виде сохранялось длительное время только в сельских общинах в отдельных районах страны и испытывало постоянный гнет со стороны центральных органов государственной власти.

Включение местных органов управления в систему государственных органов в советский период отнюдь не лишило местное управление основ исторического опыта, не уничтожило, как это пытаются доказать некоторые правоведы, историки и политики, принципов организации местного самоуправления, ограничив их умением граждан самостоятельно решать местные вопросы. Зависимость местного самоуправления от желания или нежелания государственных органов «дать ему волю» присутствует в настоящее время так же, как и 500, 200 или 70 лет назад. Увеличилась только значимость местного самоуправления и зависимость политической и экономической мощи государства от целостности, развитости и организованности его форм.

Однако опыт развития цивилизации убеждает нас в правоте француза А. де Токвиля, говорившего более 100 лет назад, что «коммунальные институты делают для свободы то, что начальная школа для науки; они делают ее доступной для народа, позволяют вкушать ее плоды и привыкать ею пользоваться. Нация может ввести у себя свободное правление и без коммунальных институтов, но у нее не будет духа свободы»2.

Отмечая необходимость достижения экономической и политической свободы как основы процветания общества - в том числе и через развитие местного самоуправления, - следует иметь в виду: а) Россия - своеобразная страна; б) Россия имеет собственный исторический опыт самоуправления в лице сельских общин, городского (посадского) общественного управления, земских учреждений и Советов; в) нельзя не принимать во внимание имеющуюся систему местного управления; г) процесс реформирования системы местного самоуправления не может завершиться по команде сверху или в установленные сроки, поскольку он - результат определенной эволюции, показатель отхода государства от административно-командной системы управления и, несомненно, свидетельство зрелости граждан, готовых взять на себя всю полноту власти и ответственности за решение местных дел;

д) много полезного можно почерпнуть из опыта других народов, если проявить способность учиться, критически воспринимать его применительно к условиям Российской Федерации.

Казалось бы, традиции местного самоуправления дореволюционной России должны были получить свое развитие в практике государственного строительства советской России. Ведь социалистическая революция, согласно К. Марксу, знаменует собой процесс обратного поглощения государственной власти обществом. А в организации местного самоуправления наиболее ярко выражается проблема приближения власти к народу.

Однако идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой природе своей государством централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы (включая и местные) выступали как звенья единой системы, высшим организационным принципом которой являлся демократический централизм, допускающий формально самостоятельность мест, но в действительности проявляющийся в централизации и концентрации власти в высших эшелонах системы государственных органов. Муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства.

Итак, исследование генезиса и концептуальных моделей местных сообществ позволяет более отчетливо представить содержание муниципальной науки, сформулировать ее современную теорию и методологию, уточнить научные основы муниципальной науки и современной системы подготовки кадров муниципального управления. Вопросы эти приобретают особую актуальность, но требуют дополнительных усилий, неординарных подходов, без чего не может быть эффективного муниципального управления.

Если не будут созданы соответствующие условия развития способностей, не будет предоставлена детям соответствующая деятельность, будут упущены сензитивные периоды для развития определенных способностей, не будут учтены и другие не менее важные факторы – способности не разовьются, и может наступить необратимая утрата способностей. Для развития способностей важна совокупность различных факторов, вот некоторые из них:

I. Психологические:

    сензитивные периоды формирования функций: каждый ребёнок в своём развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности; например, известно, что у ребёнка от 0 до 3 лет интенсивно развивается устная речь и мышление, а в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, занятиям музыкой, математикой, спортом и т.д.;

    соответствующая деятельность с помощью взрослого (зона ближайшего развития, по Л. С. Выготскому),

    повышенная мотивация, интерес.

II. Материальные:

    сбалансированное питание (яйца, мясо, молоко, творог, сыр, овощи, фрукты);

    наличие сложных игрушек, инструментов (в том числе музыкальных), красок, альбомов, компьютера и т.д.

III. Социальные:

    родители (мать);

    воспитатели;

  • методики обучения.

3. О физиологической основе способностей. Что является физиологической основой способностей? Существует много противоречивых точек зрения, много гипотез.

Я познакомлю Вас с открытиями профессора, доктора биологических наук Владимира Павловича Эфроимсона (1908 – 1989), принадлежавшего к отряду старейших советских «генетиков-первопризывников» знаменитой московской школы Н. К. Кольцова. Его большой труд (докторская диссертация) называется «Биосоциальные факторы повышенной умственной активности».

Посвящен он гениальности – одному из самых удивительных феноменов, свойственных человеческому роду. Это попытка большого ученого-естественника, биолога, генетика найти подход к естественнонаучному объяснению загадки гениальности.

Кто такой гений?

Гений делает то, что должен, талант – то, что может.

Гете писал: «И если в тебе нет этого – «Умри, но стань!», – то ты лишь скорбный гость на мрачной земле».

Частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов практически одинакова во все времена, у всех народностей и народов: один гений на 2 – 3 тысячи, может быть, на 10 тысяч человек. Но это – частота рождения потенциальных гениев. Развившихся и реализовавших себя настолько, чтобы получить хотя бы высокую оценку, – гораздо меньше. У О`Генри, например, есть история о том, как Бога попросили указать на самого гениального полководца всех времен и народов. И он указал на бедного английского сапожника, который корпел над старыми башмаками. В этом сапожнике умер, так и не проявив себя, величайший полководческий гений.

В жизни частота реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными – 1 человек на 5 – 10 миллионов людей.

Это тема отдельной лекции, потому что здесь необходимо ответить на многие вопросы: нужны ли гении? Что же мешает гениальным людям воплотить их природные задатки?

Дидро писал: «Гений падает с неба, и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится 100 тысяч случаев, когда он падает мимо».

Самое первое положение – гениями рождаются, нужны прежде всего врожденные дарования и способности, чтобы стать гением, т. е. задатки (их комбинации бесконечны).

Эфроимсон выделяет 5 «стигм» гениальности, но предваряет их перечисление следующим тезисом: «Хорошая мать – шедевр природы».

Именно мать и материнская любовь – решающий фактор в развитии гения (Например, судьба Джорджа Вашингтона).

Детство и юность гениев – это история сдержанности, дисциплины и организации, сформированных благодаря материнскому вниманию.

Велика роль матери и в формировании ценностных установок.

Гибкость, стойкость и энергию Эфроимсон считает врожденными свойствами.

Любознательность, любопытство, исследовательский инстинкт исчезают сами собой как явления в высшей степени возрастные, поэтому сколько гибкости, стойкости надо проявить, сколько энергии надо истратить ребенку, чтобы сохранить те черты, которые связаны с творческой любознательностью.

Эфроимсон «отобрал» всемирно признанных гениев. Их оказалось 400 человек. Среди них тоже существует своя «табель о рангах». Он заметил, что среди великих мира сего довольно часто (чаще, чем среди остальных людей) встречаются некоторые наследственные болезни.

1. У гениев в десятки раз чаще, чем в нормальной популяции, встречается наследственно закрепленный повышенный уровень мочевой кислоты в крови. Повышенный уровень уратов (солей мочевой кислоты) приводит к подагре. Подагра заметно отличается от всех артритов и ревматизмов: на ощупь определяется отложение скоплений кристаллов солей мочевой кислоты в тканях, происходит воспаление вокруг этих отложений и наиболее раннее и частое возникновение острых болей в большом пальце ноги, что почти отсутствует при отложении других солей.

Е. Орован установил в 1956 г, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе (структурной формуле) очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержатся в кофе и чае). Накопление мочевой кислоты в крови служит стимуляции мозговой деятельности.

Организм в норме содержит около 1 грамма мочевой кислоты. В организме подагрика ее содержится 20 – 30 граммов.

Если повышенный уровень уратов в крови не сопровождается подагрой, то это состояние принято называть гиперурикемией . В списке Эфроимсона несколько гениальных подагриков: Джованни Медичи, Козимо Старший, Лоренцо Великолепный, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мазарини, Черчиль, Бэнджамин Франклин, Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов, И.С. Тургенев, Бетховен – во всей его жизни проявилась типичная подагрическая черта – полное игнорирование всего, что не относилось к делу, к музыке, к творчеству, даже сублимирование влюбленности творчеством; Микеланджелло, Бернард Барух, Рубенс, Рембрандт, Ренуар, Филдинг, Стендаль, Мопассан, Пушкин и др. Конечно, одной подагричности недостаточно. Необходима одаренность.

2. Наследственная форма диспропорционального гигантизма – синдром Марфана. Для этого синдрома характерны очень длинные, тонкие конечности при коротком худощавом теле, крупные кисти рук и стопы, подвывих хрусталика, аневризма аорты и усиленный выброс катехоламинов – природных веществ, некоторые из которых являются гормонами надпочечников (адреналин, норадреналин и некоторые другие). Особенно мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах (сильном психическом и физическом напряжении, что позволяет организму преодолевать огромного уровня физические и психические нагрузки).

Но при стрессах происходит одномоментный выброс адреналина в кровь, тогда как при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. Талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному и длительному интеллектуальному труду.

Синдром Марфана – редчайший. Он встречается 1 раз на 100 тысяч рождений. Среди 400 гениев с таким синдромом 9 человек: ихтиолог Никольский, Чуковский, де Голль, Лиддель Гарт, Андерсен, Линкольн, Тесла, Аббе, Кюхельбекер.

3. Андрогенный (также гормональный) механизм стимуляции умственной деятельности – синдром Морриса. Это «тестикулярная феминизация» – очень не часто встречающийся наследственный синдром (один случай на 20 – 50 тысяч рождений). Он вызван наличием мужского набора хромосом, вызывающим образование семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Но при мужском наборе хромосом существует наследственная невосприимчивость соматических тканей к мужским половым гормонам, которые в норме должны на эти ткани воздействовать. В результате развивается стройная, сильная, красивая женщина, но с отсутствием ежемесячных недомоганий и бесплодная. У обладателей синдрома Морриса отмечаются умственная энергия, физическая выносливость и сила (например, Жанна д` Арк – к концу 19 века ей было посвящено 2117 крупных произведений, в частности, 600 больших поэм, 200 драм, 16 опер).

Следовательно, повышенное количество андрогенов в крови может оказывать тонизирующий, допинговый эффект. У мужчин это явление называется гиперандрогенией. Гиперандрогения была отмечена у Петра I, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Альфреда де Мюссе, Бальзака, Гейне, Льва Толстого. У многих из них повышенный сексуальный тонус сохранялся до глубокой старости (Гете). И если биографии многих замечательных деятелей свидетельствуют об их полном отказе от секса, то в этих случаях чаще всего нужно говорить о явной сублимации сексуального влечения и переводе его в творческую энергию (Кант, Бетховен).

Воздержание при высокой половой силе связано с творческим вдохновением. Известно изречение: «Из пророка, познавшего женщину, 77 дней не говорит Бог».

4. На базе маниакально-депрессивного психоза циклотимическая акцентуация характера. Циклотимики (в отличие от шизотимиков) характеризуются более или менее регулярным чередованием разных фаз настроения, физического и психического тонуса. Фазы подъема, энергичной деятельности, оптимизма и веры в свои силы сменяются фазами снижения общего тонуса, пониженной активностью, расслабленностью, ухудшением настроения, пессимизмом, вплоть до суицида: Ван Гог, Дизель, Рузвельт, Черчилль, Гете, Линней, Колдридж, Пушкин, Гоголь, Л. Толстой (потомок Пушкина), Шуман, Сен-Симон, Огюст Конт, Гаршин, Диккенс, Хемингуэй, Лютер. Известно, что гипоманиакальная форма и депрессия обычно встречается у 4 человек на 1 тысячу. В списке гениев Эфроимсона эта цифра больше, по крайней мере в 10 раз, – 4 человека из 100. В их биографиях отмечены и меланхолия, и периоды отчаяния, и попытки самоубийства.

У А. С. Пушкина отмечают сразу наличие 3-х «стигм» гениальности: подагру, гиперандрогению, циклотимическую акцентуацию характера.

Гипоманиакальным циклотимиком был и Николай Васильевич Гоголь. Все им написанное – от 20 до 32 лет, причем каждую весну и лето он находился в состоянии тяжелейшей депрессии. Пушкин не любил весну и лето, так как в противоположность большинству людей у циклотимиков резко падает настроение и работоспособность весной и летом, четко поднимаясь осенью. Вот эта сезонность очень характерна для Пушкина и Гоголя. У Л. Толстого бывали депрессии от 2 до 7 лет.

5. Пятая «стигма» гениальности – размер лба, высота лба.

Конечно, сам по себе большой лоб не гарантирует наличия высокого интеллекта, однако несомненно, что преимущественное развитие головного мозга и особенно его лобных отделов полностью узаконивает постановку проблемы о существовании какой-то связи непропорционально большого лба, большой головы с уровнем интеллекта, с гениальностью, одаренностью (не надо смущаться существованием гигантолобых идиотов-гидроцефалов). Это Маркс, Ленин, Энгельс, Бетховен, Лист, Наполеон, Шекспир, Вольтер, Гете, Антон Рубинштейн, Кант, Дарвин, Ломоносов, Мендель.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. На данный момент, в науке пока нет точных данных, что такое способности и задатки, в чём они состоят. Возможно, задатки, это некоторые свойства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. д. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм и т. д. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Пока нет способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.

Становление и развитие способностей связано с прохождением ребёнка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У одарённых детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга, тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и, в то же время, естественно организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

Вопросы для повторения

    Какие подходы к изучению способностей вы знаете?

    Дайте определение способностей и задатков. Чем, по-вашему, они различаются?

    Какие виды способностей вы знаете? Дайте им определения.

    Расскажите о биосоциальных факторах гениальности.

    Назовите факторы, влияющие на развитие способностей. Приведите примеры.

    Какими способностями обладаете вы? Что, по-вашему, способствовало развитию ваших способностей?

Рис. 36. Способности (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)

Рис. 37. Способности (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)