Духовное искание пьера. Духовные искания Пьера Безухова в романе Л


В романе Толстого "Война и мир"мы видим историческое развитие России и части Европы. И на фоне этих глобальных совершений автор показывает нам становление отдельных личностей.Одним из них является главный герой произведения-Пьер Безухов. Именно на его примере Толстой показал, как закаляется душа человека,и происходит его перерождение.

Первый раз мы видим Пьера в салоне Шерль. Полный,нелепый,неловкий юноша,который только вернулся из Франции и совсем не знает здешних порядков.Гости мероприятия с усмешкой смотрят на него,и осуждают те взгляды и и идеи которые он выдвигает.Мы видим,что пока Пьер духовно слаб и не имеет внутреннего стержня,поэтому легко поддаётся влиянию других людей:князя Андрея, князя Курагина и его сына Анатоля.

После смерти отца Пьер получает его наследство,за которое он даже не боролся и сразу становится центром всеобщего внимания. Князь Курагин быстро сводит его со своей дочерью Элен. Не имея опыта и сил противостоять напору Курагиных,Пьер жениться на Элен,искренне веря в взаимную любовь.

После выяснения отношений с Элен и дуэли с Долоховым у Пьеря наступает духовный кризис:он уже не знает,во что ему верить,какого его предназначения.И он находит ответы в масонстве.Состоя в этом обществе,Пьер ведет активную деятельность,он проводит реформы в своих имениях,стараясь сделать жизнь своих подченённых лучше,но вскоре понимает, что все его старания напрасны, а русское масонство идёт совсем не по пути добра и бескорыстия.

Бородинское сражение становится кульминаций романа и важнейшим событием в жизни Пьера.Видя солдат, которые не боятся отдать жизнь за свою родину и не просто наблюдая битву,а будучи её участником, Пьер начинает по-настоящему ценить жизнь, и его желание нести добро в мир становится ещё сильнее.

Вскоре Пьер попадает в плен и там встречает Платона Каротаева,который своими философскими рассуждениями приводит Безухова к новыим истинам.

После общения с этим человеком, Пьер стал видеть счастье в мелочах, которые не зависят от славы и знатности, что главное в жизни жить в доброте и гормонии с собой.

Настоящее счастье Пьер находит в браке с Наташей Ростовой,любовь к которой он пронёс через все испытания,которые выпали на его долю.

Говоря о духовном росте Пьера нельзя не сказать о его дружбе с Князем Андреем. Благодаря этому человек у Пьера появились идеалы доблести и честности.

В конце произведения мы видим Пьера Безухова сильным человеком с определёнными ценностями, которые он готов отстаивать.Такого положения он достиг, пройдя длинный и трудный путь, который мы наблюдали на страницах романа.

Роман “Война и мир” создается Толстым в 1860-е годы, а окончательная редакция появляется в 1870-е годы, когда в русском обществе идут споры о дальнейших путях развития России.
Эпическую основу произведения составляет ощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. По Толстому, жизнь конкретна в национальном и социально-историческом содержании, она представлена в многообразии своих форм и противоречий.
Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека.
Образ Пьера представлен в произведении в процессе постоянного развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, а также малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, но абсолютную истину, смысл жизни в целом. Поиски этой правды - поиски всей судьбою.
В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. “Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе”. В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в Дворянское собрание, он всдоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.
Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с “мечтательным философствованием”, а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.
Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.
Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.
В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Элен Курагина -неотъемлемая часть мира, где роль личности определяется ее общественным положением, материальным благосостоянием, а не высотой моральных качеств. Пьер не успел узнать это общество, где “нет ничего правдивого, простого и естественного. Все пропитано насквозь ложью, фальшью, бездушием и лицемерием”. Не успел он понять и сути Элен.
С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. “Предаваясь разврату и лени”, Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.
В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: “Глупо... глупо! Смерть... ложь...” Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.
После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.
По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое...” Здесь Пьер встречает масона Еаздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло. В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении Для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.
И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев в свои южные имения, пытаясь осчастливить крестьян, насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы.
Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от “масонского” периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис. Пьер вступает в тот этап развития, когда прежнее мировоззрение утрачено, а новое еще не сложилось.
Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были ОНИ. “ОНИ в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону”. Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.
Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника -масона и благодаря его проповеди познает новую истину: “Не соединять все это, а сопрягать надо”. Во сне благодетель говорит: “Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают”. Герой принимает эту правду.
Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь “в состоянии раздражения, близком к помешательству”. Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. “Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья”, другое же было “то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному... ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира”.
Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.
Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта.ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”. Здесь он узнал “не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей”. Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”. И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.
Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.
Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком.
К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.
Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года.
Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером-декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.

Занятия № 16-17

Духовные искания Пьера Безухова

Цели:

    воспитательная:

    воспитание чувства уважения к людям с богатым внутренним миром и нетерпимого отношения к людям безнравственным, духовно нищим;

    воспитание патриотического отношения к истории своего народа;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по образу Пьера Безухова;

    осмысление сложности и противоречивости поведения и исканий героев романа ;

    раскрытие психологического процесса становления человеческой личности и её совершенствования;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

    Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!

Этим сравнением Толстой подчёркивает многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. Люди, как реки…

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни.

    Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?

Ни всё семейство Курагиных, ни мать и сын Друбецкие, ни Долохов, ни Жюли Карагина, ни Берг и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняются на протяжении романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди, безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно, их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателя.

    А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование - единственный путь к справедливости, правде”.

    Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках ”простоты, добра и правды”. На предыдущем уроке мы с сопереживанием следили за судьбой Андрея Болконского. Четыре взлета испытал в своей жизни А.Болконский в поисках правды и смысла жизни. Открылась вдруг Андрею истина: нужно "жертвовать собою ради любви", а не мечтать о ней; не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об Отечестве.

Его друг и близкий по душе человек Пьер Безухов всегда искал ответа на вопрос: в чем смысл жизни человека? Каково его предназначение на земле? Как же нужно жить, чтобы «быть вполне хорошим?» Пьер на наших глазах проделает огромную духовную работу, пройдет через соблазны, страдания, лишения, пока не найдет своей путеводной звезды.

Давайте и мы погрузимся в сложный мир душевных переживаний Пьера, совершим путешествие по жизненному пути героя.

    Анализ образа Пьера Безухова.

    Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Нарисуйте устный портрет нашего героя.

В начале романа перед нами предстает «толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке», «с умным, робким и наблюдательным взглядом». Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.

    Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?

Анна Павловна приветствовала его «поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне». Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера.

    На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?

Дружба героев строится на общности интересов. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной, неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

    Как относится Пьер к войне?

«Теперь война против Наполеона. Ежели б это война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо».

    Почему Пьер женился на Элен?

С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.

    Расскажите о дуэли Пьера с Долоховым.

Он впервые стрелял в человека. Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. После дуэли Пьер испытывает духовный кризис. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.

    Что привело Пьера в масонство?

Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.

    Почему Пьер разочаровался в масонстве?

Убеждается, что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.

    Слово преподавателя.

Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством. Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах.

    Слово преподавателя.

1812 год п робуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Он ощущает счастье от единства с людьми в общей беде, от ожидания времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

    Сообщение «Пьер на Бородинском поле».

    Просмотр эпизода из фильма «Война и мир» в постановке С. Бондарчука. Бородинское сражение.

Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.

    Почему Пьер остался в Москве?

«Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Это уже не прежний Пьер, способный на необдуманные поступки. А каким он стал? Главное, он ушел от своей прежней жизни, заполненной ненужными делами и людьми; ушел к внутренней свободе, к новой естественной жизни, которая, как ему казалось, могла начаться сейчас, когда все вокруг сломано и сдвинуто со своих мест.

Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами.

    Беседа по вопросам.

    Какой увидел Пьер Москву, когда его вели на допрос к Даву?

«...Вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри, с печами и трубами, и изредка обгорелые стены каменных домов... Русское гнездо было разорено и уничтожено; но за уничтожением этого русского порядка жизни Пьер бессознательно чувствовал другой, но твердый французский порядок».

    Как вел себя Пьер на допросе у Даву?

Даву подействовал на Пьера так, как всегда действовали на него более волевые, чем он, люди (масон Баздеев, князь Андрей). Пьер сказал все, чего говорить не хотел. Но благодаря этому он сразу перестал быть в глазах Даву преступником. Детская непосредственность Пьера подействовала даже на известного своей жестокостью маршала. «В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья». Люди - братья. Но они и винтики в механизме государственности. В этом механизме каждый человек, как колесико или винтик, исполняет свою, часто бессмысленную и жестокую функцию. Пьер понял, что люди - орудие какой-то системы.

    Чтение эпизода «Расстрел русских пленных».

    Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом?

«Они торопились, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело».

    Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя?

«Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке»; «...Пятый казался спокоен. Он запахивал кафтан и почесывал одною босою ногою другую»; они «смотрели вокруг себя, как смотрит побитый зверь на подходящего охотника». Братская связь между людьми разорвана. Одни люди превратились в «побитых зверей», а другие - в охотников.

    Как же чувствуют себя эти «охотники»?

Пьер «на всех лицах... французских солдат, офицеров, всех без исключения... читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце»; «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть...» И казнившие, и казнимые одинаково, причем «все без исключения», чувствовали, что совершается преступление. «С той минуты как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора». Вся сцена расстрела страшнее даже, чем сцены Бородинского сражения: «Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело».

    С кем в плену встречается Пьер?

С Платоном Каратаевым.

    Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?

Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы. Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья. Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.

«Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, Платоном Каратаевым.

Наташа о Пьере скажет: "Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий: точно из бани, ты понимаешь? - морально из бани".

    Что новое зародилось в душе Пьера после плена?

Вера в Бога. "Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни... он много попростел".

    Пьер и Наташа .

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.

    Просмотр эпизода «Встреча Наташи и Пьера после плена».

Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.

Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

    Какова же дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге?

Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста.

    Вывод.

Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- «Мысль семейная» в романе.

2. Сообщение. Ростовы - родители.

3. Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Именины Наташи».

4. Сообщение. Николай Андреевич Болконский.

5. Сообщение. Семья Курагиных.

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Пьера Безухова считают главным героем романа «Война и мир». Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье.

Мы знакомимся с Пьером уже с первых страниц романа и сразу же отмечаем непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры — все это «не вписывается» в авторское изображение светской «публики». Пьер — большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти». Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей.

Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям. Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н. К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, по беспорядочности своих увлечений характер Пьера в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.

Однако образ жизни Пьера здесь обусловлен не только его личностными качествами. Буйные кутежи в компании «золотой молодежи» — это и неосознанный протест его «против низменной скуки окружавшей действительности, трата сил, которые не к чему... приложить»;

Следующий этап нравственных исканий Пьера — это увлечение масонством. В этом учении героя привлекает определенная свобода, масонство в глазах его — «учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков», братство людей, способных поддерживать друг друга «на пути добродетели». Пьеру кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Идеи «братства вольных каменщиков» кажутся герою снизошедшим на него откровением.

Однако Толстой подчеркивает ошибочность взглядов Пьера. Ни одно из положений масонского учения не реализуется в жизни героя. Пытаясь исправить несовершенство общественных отношений, Безухов пробует изменить положение своих крестьян. Он строит в своих деревнях больницы, школы, приюты, пытается облегчить положение крепостных. И ему кажется, что он достигает ощутимых результатов: благодарные крестьяне торжественно встречают его хлебом-солью. Однако все это «народное благоденствие» иллюзорно — это не что иное, как спектакль, устроенный главноуправляющим по случаю приезда барина. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки.

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Его уже не посещают, как прежде, минуты отчаяния, хандры, отвращения к жизни, но «та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками», теперь «вогнана внутрь» и ни на мгновение не покидает его. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Здесь в романе возникает мотив разочарованного героя, «лишнего человека», мотив Обломова. Однако у Толстого мотив этот обретает совершенно иное звучание, нежели у Пушкина или Гончарова. Человек у Толстого живет в великую, небывалую для России эпоху, которая «преображает разочарованных героев», выявляя в их душах все лучшее и подлинное, пробуждая к жизни богатый внутренний потенциал. Героическая эпоха «великодушна, щедра, широка», она «приобщает, очищает, поднимает всех, кто... способен откликнуться на ее величие...».

И действительно, 1812 год многое меняет в жизни героя. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

Характерно, что именно за этот подвиг Безухов и попадает в плен к французам, хотя официально его обвиняют в поджоге. Изображая события в данном аспекте, Толстой выражает свое отношение к ним. «Наполеоновская армия совершает бесчеловечное дело несправедливой войны; поэтому она лишает человека свободы только за то, что человек совершает человеческое дело», — пишет В. Ермилов.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями».

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». С. Г. Бочаров замечает, что в идее круга есть определенная двойственность: с одной стороны, это «эстетическая фигура, с которой связано искони представление о достигнутом совершенстве», с другой стороны — идея «круга противоречит фаустовскому бесконечному стремлению вдаль, исканиям цели, противоречит пути как той линии, по которой движутся герои Толстого».

Однако Пьер приходит к нравственному удовлетворению именно через «каратаевскую закругленность». «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой. Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни, чувство готовности на все, нравственной собранности, внутренней свободы.

Чувства эти порождены в герое принятием «каратаевской философии». Думается, это было необходимо Пьеру в данный период, в нем говорил инстинкт самосохранения, причем не столько физического, сколько инстинкт самосохранения духовного. Жизнь порой сама подсказывает «выход», а благодарное подсознание принимает его, помогая человеку выжить в невозможной для него ситуации.

Французский плен и стал для Пьера такой «невозможной ситуацией». В душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству. Именно поэтому он проникается философией Платона Каратаева.

Однако потом герой отходит от нее. И причина этого — в определенной двойственности, даже противоречивости этой философии. Единение с окружающими, ощущение себя частицей бытия, мира, чувство соборности — положительные черты «каратаевщины». Оборотная же сторона ее — это некая отстраненность, безразличие к человеку и миру. Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, ...ни на минуту не огорчился бы разлукой С ним».

Как замечает С. Г. Бочаров, внутренняя свобода Пьера — это свобода не только от обстоятельств, но и от нормальных человеческих чувств, свобода от мыслей, привычного самоанализа, от поисков цели и смысла жизни. Однако такого рода свобода противоположна самой натуре Пьера, душевному складу его. Поэтому герой расстается с этим чувством уже тогда, когда оживает его прежняя любовь к Наташе.

В конце романа Пьер обретает личное счастье в браке с Наташей Ростовой. Однако будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелен и активен. Мы видим его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, он близок писателю своей искренностью, беспокойной, ищущей душой, критическим отношением к обыденности, стремлением к нравственному идеалу. Путь его — это вечное постижение истины и утверждение ее в мире.

Литература

10 класс

Урок № 46

Искания и обретения Пьера Безухова

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме :

  1. Образа Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир»;
  2. Понятие «диалектика души» как важнейшее средство раскрытия образа;

Глоссарий:

Внутренний монолог – прямое, полное и глубокое воспроизведение мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.

Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Эпизод – небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Список литературы:

Основная литература по теме

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. - 367 с.

Дополнительная литература по теме

  1. Ермилов В. В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1961. - 357 с.
  2. Кричевская Л. И. Сюжетность детали. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. - 186 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный путь духовных исканий. Как передовые люди своего времени, они тяготятся пустой светской жизнью, хотят быть полезными в своей деятельности.

Впервые на страницах романа Пьер появляется двадцатилетним молодым человеком, только что прибывшим из-за границы. Он неловок и рассеян, «не умеет войти в салон» и ещё менее умеет «из него выйти». Хозяйка салона, Анна Павловна Шерер, с беспокойством относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в … гостиной». Пьер говорит то, что думает, резко отстаивает свою точку зрения о гениальности Наполеона.

Незаконнорождённый сын графа Безухова в молодости совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы в компании Долохова и Анатоля Курагина, а позже, став наследником огромного состояния, позволяет Василию Курагину женить себя на Элен.

Измена жены становится причиной дуэли Безухова с Долоховым. Случай оставляет не умеющего стрелять Пьера невредимым, Долохов получает ранение. Пьера мучит осознание того, что одна ошибка (женитьба без любви) влечёт за собой другую. Мысль о том, что он едва не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» – спрашивает себя Пьер и не может найти ответа на эти вопросы, «как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь» (внутренний монолог как один из приёмов психологического анализа образа и проявление толстовской «диалектики души»). Спасение для себя герой находит в масонстве, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование и через него – исправление всего человеческого общества. Именно эту, нравственную сторону воспринял в масонстве Пьер. Это давало ему иллюзию выхода из тупика, открывало дорогу деятельности, по которой он тосковал.

Пьер решил отпустить на волю своих крестьян, а до тех пор облегчить их положение и заняться их просвещением. Но управляющий сумел обмануть наивного Пьера, убедив его в том, что все эти замыслы уже воплощены в жизнь, а крестьяне и так счастливы, без освобождения от крепостной зависимости. Вдохновлённый масонскими идеями, Пьер, навещая своего друга Болконского, утверждает: «И главное, я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье в жизни».

Вскоре герой разочаровывается в «братстве вольных каменщиков». Со смертью духовного наставника Баздеева Пьер погружается в новый кризис: он разуверяется в самой возможности общественно полезной деятельности и превращается в «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Этому способствует и помолвка Болконского и Наташи Ростовой. Не отдавая себе отчёта, Пьер тянулся к ней, любя её непосредственность, искренность, внутреннюю красоту.

После разрыва Ростовой и Болконского Пьер, утешая Наташу, неожиданно для себя самого произносит слова: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в
мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Комета 1812 года, которую видит Пьер мокрыми от слёз глазами, «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе».

Война 1812 года пробудила в Пьере патриотические чувства: он снарядил на свои деньги тысячу ополченцев, а сам решил остаться в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Перед Бородинским сражением и во время него Пьер вместе со своим народом. На батарее Раевского он понял «ту скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла всех русских людей. Он восхищён мужеством солдат, стыдится своей неловкости, своего страха. Одетый «не по-военному», в зелёный фрак и белую шляпу, он вызывает улыбки солдат, которые «сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью» и дали прозвище «наш барин».

«О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» – думает Пьер, вспоминая страшные впечатления, «в которых он жил в этот день». Ему хочется быть похожим на тех бесстрашных солдат, «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

Возвратившись в Москву, он не убивает Наполеона, как задумал, но спасает ребёнка на пожаре, защищает женщину от французских мародёров. Он совершает подвиг, даже не осознавая этого, а потом попадает в плен, чувствуя себя «ничтожной щепкой, попавшей в колёса неизвестной ему машины».

В плену Пьер пережил ещё одно потрясение – расстрел французами ни в чём не повинных людей. «С той минуты, как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг сломалась пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора».

Исцеляющее влияние на израненную душу Пьера оказал простой русский солдат – Платон Каратаев. В общении с ним Пьер «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаевское любовное отношение к миру, полное слияние с жизнью, ощущение себя «как частицы целого» помогает Пьеру прийти к более глубокому пониманию смысла жизни: «В плену … Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Потребность мысли, анализа вновь вернулись к Пьеру. Он занят политической борьбой, критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества. В финале романа герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

Резюме:

Пьер Безухов – один из главных героев «Войны и мира». Своей неудовлетворённостью окружающей действительностью, поисками смысла жизни он напоминает традиционного для русской литературы «лишнего человека». Но Толстой выходит за рамки традиции: его герои живут в великую эпоху, которая «преображает разочарованных героев» (Ермилов В. В.). Так же, как Болконский, Пьер проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Среди его заблуждений – обожествление Наполеона, масонство, несчастливый брак без любви. Но, в отличие от Болконского, этого героя автор приводит к единению с народом, осознанию себя частью мира. Счастье, которым «награждает» Толстой любимого героя в эпилоге, не успокоило в нём дух исканий.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

  1. Единичный / множественный выбор.

В каком сражении Пьер побывал лично и даже вызвался подносить снаряды артиллеристам.

  • Аустерлицкое
  • Бородинское
  • Шенграбенское

Правильный ответ:

  1. Восстановление последовательности элементов.

Расставьте цифры в порядке, соответствующем последовательности этапов жизни Пьера Безухова:

  1. Женитьба на Элен и дуэль с Долоховым.
  2. Смерть отца.
  3. Знакомство с Платоном Каратаевым.
  4. Участие в деятельности тайных обществ декабристов.
  5. Бородинское сражение, батарея Раевского.
  6. Увлечение масонством.
  7. Спор с Андреем на пароме в Богучарово.
  8. Пребывание в захваченной французами Москве, плен.
  9. Встреча с Андреем в ночь перед Бородинским сражением.
  10. Женитьба на Наташе.

Правильный вариант:

2, 1, 6, 7, 9, 5, 8, 3, 10, 4.

«Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии». Так меняется Пьер после плена. И писатель дарит своему герою высшую награду – взаимную любовь и семью. В эпилоге у Пьера и Наташи четверо детей, в семье царит любовь и взаимопонимание.