Презентация проекта «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр. Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи Презентация для занятия с ребенком онр 1

Целью игры является формирование у детей навыков словообразования. Игра используется при индивидуальной работе с ребенком или в работе в малых группах. Возраст детей 5-6 лет. Игра направлена на закрепление умения детей образовывать относительные прилагательные по различным темам, на активизацию словаря детей и на развитие связной речи.

Целевая аудитория: для дошкольников

Презентация создана для детей с тяжелыми нарушениями речи с целью отработки употребления существительных единственного числа в косвенных падежах (дательном/ родительном) или отработки употребления притяжательных прилагательных. В зависимости от целеполагания занятия можно менять вопросы: Кому дадим хвост?/ Кого это хвост?/ Чей хвост?"
Анимация при клике нужной картинки, смена слайдов по клику триггерной кнопки.
Последние слайды- сюрпризный момент и использованные ресурсы.

В игровой форме дети учатся выделять первый звук из названий картинок и определять его мягкость. Определить правильность выполнения заданий, помогают зайчики.
Данный тренажер можно использовать, как на уроках, при прохождении темы "обозначение мягкости согласных гласными второго ряда", так и на логопедических занятиях. Ресурс можно использовать при фронтальной работе, при занятиях с группой и индивидуально. Данный вид работы развивает фонематический слух, звуковой анализ, а если дать задание, записать названия картинок, то и закрепляет навык обозначения мягкости согласных на письме.

Эту работу можно использовать на групповом занятии или при индивидуальной работе с учащимися, у которых наблюдаются замены парных согласных на письме.
В занимательной и интересной для детей форме проводится работа по развитию фонематического слуха (различением П-Б на слух). Затем даются письменные упражнения для правильного написания этих букв в словах.
Все задания даются поэтапно: сначала парные согласные даны в словах в сильной позиции, затем - в слабой, когда нужно использовать правило для правильного написания согласных в словах.
Эту работу можно также использовать для работы с дошкольниками, у которых имеется нарушение фонематического слуха.

Целевая аудитория: для логопеда

Данная интерактивная дидактическая игра предназначена как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий по формированию и развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Может быть использована на интерактивной доске и компьютере.

Ребенок выделяет 1-ый звук в названии предмета и дает характеристику этому звуку.
Согласный твердый звук обозначаем синим цветом, нажимая на соответствующий круг.
Согласный мягкий звук - зеленым, нажимая на соответствующий круг.
Гласный звук - красным цветом, нажимая на соответствующий круг.
Если ответ правильный - звучит звук колокольчика, на экране остается соответствующий круг, остальные - исчезают.
Если ответ неправильный - звучит звук молоточка.
При нажатии на картинку - появляется буква, обозначающая 1-ый звук в слове.
Из 1-ых звуков названий предметов составляем слово.

Целевая аудитория: для логопеда

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Особенно распростра-ненными являются нарушения письма и чтения.Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии.

Целевая аудитория: для логопеда

Детям с нарушением фонематических процессов бывает очень трудно выделить в словах одинаковые звуки. Данный материал предназначен для этапа, когда ученики не только могут разделить слова на слоги, но и найти общий слог в двух словах. Когда все слоги выделены, нужно из них составить предложение, записав его грамотно.

Для определения верного ответа, нужно нажать на конверт. Если ребёнок испытывает затруднения, то можно взять помощь, нажав на кнопку. В создании данного тренажёра был использован технологический приём "Волшебный конверт"

Целевая аудитория: для 1 класса

Презентация на тему: "Профилактика Дисграфии".
Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова
В разработке представлены упражнения, направленные на коррекцию дисграфии.

Слайд 2

I уровень развития речи

«Отсутствие общеупотребительной речи» характеризуется полным или почти полным неумением пользоваться обычными речевыми средствами общения. Дети этого уровня общаются при помощи лепетных звуков и жестов.

Слайд 3

Основные положения к характеристике I уровня развития речи

1. Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы. 2. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует. 3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.

Слайд 4

I I уровень развития речи

Начатки общеупотребительной речи На этом уровне общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых нерасчлененными звуковыми комплексами (обрывками слов), но и при посредстве достаточно постоянного, хотя и весьма искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Слайд 5

Основные положения к характеристике I I уровня развития речи

1. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (качественных) прилагательных и наречий. 2. Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам. 3. На втором уровне речевого развития дети начинают пользоваться фразой. 4. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм. 5. Произношение звуков и слов нарушено резко. Обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.

Слайд 6

I I I уровень развития речи

наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики

Слайд 7

Основные положения к характеристике I I I уровня развития речи

1. Неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги. 2. Недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. 3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные) .

Слайд 8

4. У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. 5. Понимание обиходной речи в достаточное, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов. 6. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, стоящих в прямой зависимости от уровня развития речи.

Слайд 9

IV уровень развития речи

Нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

Слайд 10

Основные положения к характеристике IVуровня развития речи

Отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости: элизии - в сокращении звуков, пропусках слогов; парафазии, перестановки звуков, слогов; персеверации и добавления слогов и звуков. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем.

Слайд 11

Основные положения к характеристике IV уровня развития речи

Отдельные нарушения смысловой речи: отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня); смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки). при обозначении действий и признаков предметов пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал; характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).

Слайд 12

Ошибки при употреблении: уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка – пальтишко; платенка – платьице; скворчик, скворечник – скворушка; ременьчик – ремешок и т.д.); существительных с суффиксами единичности (горошка, гороховка – горошинка; пуховка, пушка – пушинка; изюм, изюмка – изюминка; песок, песочка, песочница – песчинка и т.д.); прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; клюк’овый- клюквенный; с’осный – сосновый); прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый); притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

Слайд 13

Своеобразие связной речи: 1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. 2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. 3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила воспитатель Неволина Екатерина Игоревна

Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.

ПРЕДИСЛОВИЕ … Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни (10-12 слов); в конце второго года жизни лексический состав составляет 300-400 слов; к трём годам - 1500 слов; к четырём - 1900; в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть семь лет - до 3500- 4000 слов.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражаются логика, мышление ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи.

Иная картина наблюдается при ОНР. Общее недоразвитие речи может быть выраженно в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексического несовершенства. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Актуальность данной проблемы в том, что у детей с общим недоразвитие речи, связная речь нарушена всегда. Это происходит в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации и влияние различных вредоносных факторов.

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка (звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), требующего длительного и систематического логопедического воздействия

Основные признаки общего недоразвития речи: позднее начало развития речи; замедленный темп речевого развития; ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас; нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Изучение общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались Р. Е. Левина, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткачева. Вопросы формирования связной речи изучали Е. И. Тихеева, А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Особенности грамматического строя у детей с недоразвитием речи представлены в работах В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович, С.Н Шаховской и др. Первоначально особенности грамматического строя речи анализировались с позиций психолого-педагогического подхода с целью выявления, изучения и анализа имеющихся нарушений. Были определены морфологические нарушения, проявляющиеся в нарушении словоизменения и словобразования. Аграмматизмы в речи детей с недоразвитием речи увеличиваются по мере расширения словарного запаса. Однако, по мнению Е.Ф. Соботович, структура грамматических ошибок является неоднородной, при этом имеют место как морфологические, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений в неумении согласовывать слова, так и синтаксические нарушения, проявляющиеся в структурном и семантическом аграмматизмах. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения речевого высказывания.

Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р.Е. Левиной в 50-60-х годах 20 века 1 уровень – полное отсутствие речи, элементы речи. 2 уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. 3 уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.

Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание и методы коррекционного обучения и воспитания.

ОНР сложная проблема, нуждающаяся в следующих методах формирования связной речи у детей. 1. Обучение пересказу. 2. Обучение рассказыванию по картинкам. 3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. 4. Обучение рассказыванию по отдельно сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий(по опорным вопросам). 5.Описание пейзажной картины. 6. Обучение описанию предметов. 7. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

И в заключении: Изучив теоретическую литературу по поднятой проблеме, мы ознакомились с состоянием проблемы, изучили симптоматику общего недоразвития речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей ребенка. Также исследуя теоретическую литературу мы сделали вывод: логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в раннем возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным, но важным.

Литература. 1. Логопедический справочник логопеда Н.Н.Полушкина. – М.: АСТ:Астрель 2010. 2. Основы теории и практики логопедии под редакцией Р. Е. Левиной Просвещение – М – 1968 3. Основы логопедии Т. Б. Филичева, А. Н. Чевелева, Г. В. Чиркина, Просвещение М – 1989. 4. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи А. В. Захарова Новсибирск -1975. 5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Просвещение М 1998. 6. Речь, как проводник информации Н. И. Жинкин –м -1982.

Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях) В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Для занятий с детьми с 1 уровнем ОНР Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004 В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.

Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999. Здесь подробно расписана работа по преодолению ОНР от 1 до 3 уровня. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребёнком русского языка в норме и патологии. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.:Просвещение, 1985 Приведены описания игровых приёмов по развитию лексико-грамматического строя речи. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет., Москва, 2002. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет., Москва, 2002. Пособие является частью учебно-методического комплекта, широко используемого современными логопедами-практиками. В нём представлено планирование коррекционной логопедической работы в специализированных группах для детей с ОНР, приведены наиболее интересные конспекты занятий, игровых приёмов.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004 Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах - средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении) Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.)

Спасибо за внимание



Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка; при исправлении ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.


Приёмы работы с детьми Возможность обогащать словарь детей дает повседневное общение воспитателя с детьми. Необходимо задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д. Воспитатель поручает кому- нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.


Развитию речи способствуют и игры сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц; воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями; на занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы (подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх)


Игра «Магазин». Ее цель - закреплять названия предметов одежды, учить использовать в речи простое предложение с прямым дополнением. Воспитатель исполняет роль продавца, дети - покупателей. Используются карточки с изображением детей и действий Девочка Мальчик Купить Дети выбирают покупку, подходят к воспитателю и составляют фразу, опираясь на символические изображения Я покупаю рубашку Я покупаю юбку В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть покупки каждого, выкладывая на фланелеграфе «записи» детей.








Раздевание, одевание В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду не менее пяти раз (особенно много времени на это уходит зимой). В помещении дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну. Часть этого времени можно посвятить уточнению и расширению словарного запаса по теме «Одежда»: воспитатель привлекает внимание детей к названиям предметов одежды, обогащая словарь прилагательными и глаголами.


Словарь Существительные: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки, рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка, перчатки, рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы. Глаголы: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, вязать, пришивать. Прилагательные: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.


Подготовка к завтраку, завтрак (к обеду, обед; к полднику, полдник; к ужину, ужин) Воспитатель приглашает детей к столу, учит правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, совершенствует навыки самообслуживания. Во время еды уточняет названия блюд, обращает внимание детей на аромат и вкус еды, на способы ее приготовления.


Словарь Существительные: суп, щи, борщ, салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша, солянка, чай, кофе, молоко, сок. масло, колбаса, яйцо и т.д. Прилагательные: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая. Глаголы: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить.


Словарная работа Существительные: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, кастрюля, сковорода, миска, половник. Глаголы: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать. Прилагательные: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная.


Игры, подготовка к занятиям, занятия Воспитатель следит за тем, чтобы дети, вышедшие из-за стола, были заняты играми, которые не требуют длительного времени. Готовится к занятиям вместе с детьми. Привлекает детей к подготовке оборудования для занятия (расставить баночки для воды, раздать краски, кисточки, бумагу и т.д.). Проводятся по подгруппам, чередуются с занятиями логопеда.


Подготовка к прогулке, прогулка Отбирает с детьми игрушки для прогулки, организуя одевание, продолжает формировать соответствующие навыки. В группах для детей с ОНР занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года рекомендуется проводить на прогулке. В период изучения лексических тем целесообразно время прогулки использовать для проведения экскурсий на аналогичные темы: «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д. Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением, в них дети быстро заучивают короткие стихи, охотно проговаривают их хором. При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, - например, при изучении темы «Домашние животные» проводятся игры «Лохматый пес», «Кот и мыши»; при изучении темы «Дикие животные» - игры «Зайка», «Лиса и гуси», «У медведя во бору». На прогулке наблюдает за играми детей.


Подготовка ко сну, сон. Постепенный подъем, игры. Воспитатель организует раздевание и укладывание детей спать, может предложить детям прослушать сказку или рассказ (содержание прочитанного соответствует изучаемой лексической теме). Воспитатель организует одевание детей и привлекает их к уборке постелей,


Словарная работа Существительные: подушка, матрац, одеяло, простыня, наво­лочка, пододеяльник, кровать, постель, покрывало. Глаголы: застелить, расстелить, встряхнуть, разгладить, расправить, заправить, укрыть, накрыть, подложить, развесить, просушить, постирать. Прилагательные: грязный, чистый, отглаженный, ровный, ситцевый, шерстяной, цветной, белый, теплый, мягкий, аккуратный, пушистый, сухой, мокрый, влажный.




Уход домой. Воспитатель беседует с родителями, раздает им тетради с заданиями логопеда, объясняет их суть, при необходимости привлекая детей: предлагает им выполнить то или другое упражнение. В беседах с родителями дает советы по организации речевого общения с ребенком и разъясняет требования, предъявляемые к его речи.

Маргарита Тиханова
Презентация проекта «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр»

«Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей .

Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций».

Актуальность :

Дети с ОНР даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего, слова. Поэтому очевидна необходимость дополнительных разработок в логопедической работе в группах дошкольников с ОНР по формированию лексики путем целенаправленного действия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения.

Актуальным моментом становится решение этой проблемы через развивающую игру , как основного вида деятельности старшего дошкольника.

У развивающей игры две цели : одна из них – обучающая, которую преследует воспитатель, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико -грамматических категорий.

Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматических категорий в летний период Консультация для родителей В летний можно пополнять словарь детей по темам «Ягоды», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Деревья»,.

Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР [Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи -это.

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Слова-признаки» Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Богачева В. Г., учитель-логопед.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние птицы» Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие). Цель: Коррекционно-образовательная: уточнение, закрепление предметного словаря по лексической.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные - учить различать зимующих птиц.

Тема: Предлог ПОД Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Предлог ПОД (второе занятие по теме) Программные задачи: 1. уточнить пространственное значение предлога «ПОД»; 2. учить воспринимать.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные» Цель: показать.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР в средней группе «Сказка «Колобок» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Сказка «Колобок» Цель: - Обогащать, расширять и активизировать словарный запас.