Возникновение варварских государств. Великое переселение народов и образование варварских королевств в европе Период образования варварских королевств века

К "варварам" римляне относились как к грабителям и разрушителям, но на самом делœе большинство из них хотели просто посœелиться в пределах Римской империи и пользоваться благами цивилизации, о которых они знали только понаслышке. По этой причине после определœенного периода нестабильности каждое из базовых племен завоевателœей начало осваивать свою часть империи – то ли в силу того, что именно она им нравилась, то ли потому, что их вытесняли туда другие завоеватели.

Вандалы, перейдя Рейн в 407 году, прошли по Франции и Испании, затем в 429 году переправились через Гибралтарский пролив и в 439 году захватили Карфаген. Οʜᴎ стали хозяевами почти всœего северного побережья Африки от Гибралтарского пролива до границ Египта. Далее они обратили взор на море и заняли Сицилию, Корсику и Сардинию. В 455 году они разграбили Рим, оставив разрушений даже больше, чем готы сорок пять лет назад. Воцарение их в Северной Африке нанесло церкви огромный урон. Οʜᴎ были арианами и преследовали как ортодоксальных христиан, так и донатистов. Затем, после почти целого века правления вандалов, эта территория была захвачена Велисарием, военачальником Византийской империи. Эта империя со столицей в Константинополе переживала тогда краткий всплеск величия под руководством императора Юстиниана I, мечтавшего о возрождении былой славы империи. Завоеватели с Востока, которых в Северной Африке называли "греками", проповедовали иную форму христианства, которая хотя в общих чертах согласовывалась с представлениями западных католиков, тем не менее явно расходилась с ними в плане культурных традиций и повсœедневных обычаев. В результате к моменту завоевания этой территории мусульманами в конце VII века христианство там было расколотым и в конце концов исчезло.

Вестготы (еще одно племя варваров) в 378 году в битве при Адрианополе разгромили римлян, затем перешли Балканы и в 410 году захватили Рим. К 415 году они были уже в Испании и правили этой страной, пока их в свою очередь в начале VIII века не покорили мусульмане. Политическая история этого королевства была бурной. Лишь пятнадцать из тридцати четырех королей умерли своей смертью или погибли на поле боя. Остальные были либо убиты, либо свергнуты. Οʜᴎ тоже были арианами, но не преследовали ортодоксальных христиан, как вандалы. Примерно через два века после завоевания стало ясно, что хранителями культурных ценностей были покоренные коренные жители и что для достижения хоть какой-то стабильности требовалось их участие. Это привело к обращению вестготского короля Рекареда (586-601) в никейскую веру, которую он торжественно провозгласил на соборе в Толедо в 589 году. Вслед за королем ортодоксальную веру принило большинство знати, и арианство вскоре исчезло.

Выдающимся христианским деятелœем вестготского королевства был Исидор Севильский, ученый, стремившийся по мере возможности сохранить прежние культурные ценности. Его труд "Этимологии" – подлинная энциклопедия знаний того времени, причем не только в религиозных вопросах, но и в области астрономии, медицины, сельского хозяйства и так далее. Эти двадцать книг представляют из себятипичный, хотя и один из лучших, образец литературы той эпохи – Исидор лишь собрал и систематизировал мудрость прошлого, высказав очень немного оригинальных мыслей. Тем не менее именно благодаря сочинœениям таких людей, как Исидор, средневековье узнавало о великолепии и мудрости древности.

После обращения Рекареда церковь начала играть в вестготском королевстве законодательную роль. Это привело к установлению определœенного порядка, хотя, читая решения ее соборов, нельзя не поражаться царившим тогда несправедливости и неравенству. К примеру, в 633 году собор в Голедо постановил, что священники могут вступать в брак только с разрешения епископов и что в случае непослушания на священника "на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время налагается епитимья", а жену его забирает и продает епископ.

Крещение Хлодвига. Справа Клотильда благодарит Бога за обращение мужа. С рисунка XV века. Собор в Реймсе.

Подобного рода меры принимались и в отношении иудеев. Тот же собор – на котором председательствовал Исидор Севильский, самый просвещенный человек той эпохи, – постановил, что иудеев не следует насильно обращать в христианство, но что обращенным насильно раньше нельзя позволять возвращаться к вере предков, ибо это было бы богохульством. Более того, таким обращенным запрещалось иметь дело с евреями, сохраняющими свою старую веру, даже если они были близкими родственниками. А если кто-то из них уличался в соблюдении своих традиционных обрядов, в частности в "мерзостном обрезании", детей у них надлежало отобрать. В случае если выяснялось, что иудей женат на христианке, перед ним ставился выбор: обращение или отказ от жены и детей. В случае если же от обращения отказывалась жена-иудейка, она должна была оставить детей отцу.

Даже после обращения Рекареда и несмотря на всœе усилия церкви, политическая обстановка в вестготском королевстве оставалось нестабильной и характеризовалась произволом и насилием. Король Рицесвинт (649-672), к примеру, убил семьсот своих противников, а их жен и детей раздал друзьям. В итоге при короле Родерихе (710-711) в Испанию вторглись мусульмане, положившие конец правлению вестготов. Но к тому времени христианство настолько укоренилось в стране, что стало объединяющим началом в долгой борьбе за освобождение полуострова от мавров-мусульман.

Галлия в течение большей части V века была поделœена между бургундами, исповедовавшими арианство, и франками, остававшимися язычниками. Но бургунды не преследовали католиков, как вандалы в Северной Африке. Более того, они подражали их обычаям, и вскоре многие бургунды приняли никейскую веру своих подданных. В 516 году король Сигизмунд признал учение о Троице, и вскоре его примеру последовали остальные.

Франки (чья территория в конце концов стала называться "Францией") сначала являли собой непрочный конгломерат независимых племен, но затем усилиями династии Меровингов было достигнуто определœенное единство. Хлодвиг, внук основателя династии Меровея и наиболее видный ее представитель, женился на христианке – племяннице короля бургундов и накануне одной из битв дал обещание, что обратится в христианство, в случае если Бог его жены даст ему победу. В результате на Рождество 496 года он принял крещение вместе со многими другими знатными людьми. Вслед за этим окрестились большинство франков.

В 534 году франки покорили бургундов и объединили под своей властью всю территорию. Но последующие Меровинги были слабыми правителями, и к VII веку власть фактически перешла в руки майордомов, то есть "управляющих двором", выполнявших по сути функции премьер-министров. Один из них, Карл Мартелл (что значит "молот"), встал во главе Франкского войска в войне с мусульманами, которые захватили Испанию, перешли Пиренеи и начали угрожать самому сердцу Европы. Он разгромил их в битве при Пуатье в 732 году. К тому времени он по сути дела был уже королем, но не претендовал на данный титул. При этом его сын Пипин Короткий решил, что пришло время избавиться от ни на что не годного короля Хильдерика III, получившего прозвище Глупый. С согласия папы Захарии он принудил Хильдерика к отречению и монашеству. Далее он был помазан королем епископом Бонифацием, действовавшим по указаниям папы. Это имело огромные последствия для всœей дальнейшей истории христианства, ибо сын Пипина Карл Великий стал величайшим правителœем раннего средневековья, который стремился реформировать церковь и которого в сан императора возвел папа.

Европа в период после нашествий.

В ходе всœех этих перипетий церковь далеко не всœегда была на высоте. При таких сильных правителях, как Хлодвиг, руководители церкви поддерживали короля и повиновались ему. Для королей вскоре стало привычным самим решать, кто и где должен занять должность епископа. Это можно понять, учитывая, что во владение епископа передавались значительные земельные владения, а сам он становился феодальным сеньором. Вскоре после коронации Пипина Бонифаций пожаловался папе, что франкская церковь по сути оказалась в руках мирских землевладельцев, что многие епископы ведут себя как феодалы, а не как пастыри, и что во франкском государстве не прислушиваются к призывам созвать собор епископов для наведения порядка в жизни церкви и для ее обновления. Такое положение дел сохранялось до эпохи Карла Великого.

В Британии римская власть никогда не распространялась на всю ее территорию. Император Адриан возвел вал, отделявший южную часть острова, принадлежавшую Римской империи, от северной части, где жили сохранявшие независимость пикты и скотты. Когда угрозе подверглись римские владения на континœенте, войска ушли из Британии, и вместе с ними остров покинули многие его жители. Тех, кто там остались, быстро покорили англы и саксы, основавшие семь государственных образований: Кент, Эссекс, Суссекс, Восточную Англию, Уэссекс, Нортумбрию и Мерсию. Все завоеватели были язычниками, но среди коренных жителœей оставалось много людей, сохранявших христианскую веру, полученную при римской власти.

Ирландия никогда не была частью Римской империи, но христианство получило там распространение еще до падения империи. Скорее всœего, оно проникало туда разными путями, но основная заслуга обычно приписывается святому Патрику. Еще юношей Патрик попал в плен к ирландским разбойникам и стал рабом в Ирландии. После смелого побега и многих других приключений он получил видение, в котором призывался нести Благую Весть своим бывшим угнетателям. Вернувшись в Ирландию, он столкнулся со многими опасностями, но проповедовал успешно, и люди приходили креститься толпами. Вскоре появились монастыри, а изучение древности стало одним из самых привлекательных занятий. Ирландия оставалась в стороне от нашествий, которые потрясали Европу, в связи с этим ее монастыри стали одним из базовых источников для возвращения того, что было утеряно в ходе этих перипетий.

Затем ирландцы начали посылать проповедников в другие страны, прежде всœего в Шотландию. Наиболее известным из них был монах Коломба, который примерно в 563 году обосновался со своими двенадцатью товарищами на небольшом острове Айона. Основанный ими монастырь стал центром христианского служения в Шотландии, где вскоре появились другие общины, созданные по образцу монастыря на острове Айона. Впоследствии их деятельность по распространению христианского учения охватила юг, то есть территории, принадлежавшие англам и саксам.

По не совсœем понятным причинам между христианами в Шотландии и Ирландии и христианами на бывших территориях Римской империи возник ряд разногласий. Церкви в Шотландии и Ирландии признавали авторитет не епископов, а руководителœей монашеских общин. Вместе с тем, они расходились в определœении даты Пасхи и в том, как нужно совершать некоторые обряды.

В Британии всœегда существовала еще одна форма христианства, которую сохраняли те, кто придерживался традиций времен Римской империи, но особое значение она приобрела после того, как христиане на континœенте начали интересоваться Британией. Биограф Григория Великого, к которому мы вернемся ниже в этой главе, записал эпизод, когда юный Григорий увидел группу светловолосых молодых людей, которых привезли в Рим для продажи в рабство.

– Кто эти юноши по национальности? – спросил Григорий.

– Это англы, – ответили ему.

– Οʜᴎ действительно ангелы – у них такие лица. Где их страна? – В Дейре.

– Οʜᴎ и вправду призваны de irа (от гнева) к Божьей милости. Кто ими правит?

– Аллилуйя! Да прославится имя Божье в этой земле.

Такой диалог, вероятно, никогда не происходил. Но совершенно очевидно, что Григорий интересовался землей англов и, по-видимому, намеревался отправиться туда для насаждения христианства. В 590 году он стал папой и девять лет спустя послал к англам группу для благовествования во главе с Августином, монахом из того же монастыря, к которому он когда-то принадлежал сам. Столкнувшись с серьезными трудностями, Августин и его товарищи решили было отказаться от задуманного. Но Григорий не захотел ничего слушать, и они были вынуждены продолжить путь. Наконец они прибыли в Кент, король которого Этельберт был женат на христианке. Поначалу они не добились больших успехов. Нов конце концов Этельберт обратился в христианство, и его примеру последовало большинство подданных. Далее Августин стал первым архиепископом Кентербери (столицы Кента). В свою очередь христианскими становились и другие королевства, а Кентербери превратился в духовную столицу всœей Англии.

Но вскоре между последователями этой формы христианства и сторонниками шотландско-ирландской традиции начались конфликты. В Нортумбрии конфликт принял серьезный характер, так как король там следовал шотландско-ирландским обычаям, а королева – римским. Поскольку Пасха приходилась на разное время, получалось так, что когда один из них постился, другой праздновал. Для решения возникших разногласий в 663 году собрался синод в Уитби. Сторонники шотландско-ирландской формы христианства твердо стояли на своих позициях и заявляли, что предание получено ими от Коломба. Римские миссионеры и их последователи отвечали, что предание святого Петра выше предания Коломбы, ибо апостол получил ключи Царства. Рассказывают, что, услышав это, король спросил защитников шотландско-ирландской позиции:

– Правду ли говорят ваши противники, что ключи Царства у святого Петра?

– Конечно, – ответили они.

– Тогда дальнейшие споры бессмысленны. Я буду повиноваться Петру. Иначе, когда я приду на небо, Петр может закрыть двери и не впустить меня.

В результате синод в Уитби принял решение в пользу сторонников европейского христианского предания, а не шотландско-ирландского. Подобные решения были приняты и в других местах Британских островов. Но причиной тому стали не наивные представления правителœей, как может показаться из эпизода в Уитби. Это было почти неизбежным следствием давления и возросшего престижа остальной части западного христианского мира, стремившейся к единству церкви.

Ирландские проповедники странствовали по Европе, используя любую возможность для благовествования.

В Италии в результате нашествий варваров воцарился хаос. Хотя фактически императоры в Риме оставались до 476 года, по сути они были просто марионетками различных германских полководцев. Наконец, в 476 году Одоакр, предводитель херусков, низложил последнего императора Ромула Августула и написал Зенону, императору в Константинополе, что теперь империя воссоединилась. Сначала Зенону это польстило, и он даже возвел Одоакра в ранг "патриция". Но вскоре начались конфликты, и император решил разделаться с херусками. С этой целью он предложил остготам завоевать Италию. Οʜᴎ так и сделали, и какое-то время Италия оставалась под властью остготов.

Но остготы были арианами, и коренное населœение Италии, придерживавшееся никейской веры, искало поддержки в Константинополе. Это вызвало у правителœей подозрение, что их подданные замышляют заговор.
Размещено на реф.рф
По этой причине ортодоксальные христиане подвергались преследованиям, причем чаще всœего не по религиозным мотивам, а по подозрению в заговоре. Именно по этой причинœе король Теодорих бросил в тюрьму Боэция, просвещеннейшего человека той эпохи. В тюрьме он написал свою самую известную работу "Утешение философией". В 524 году его казнили вместе с тестем Симмахом. Два года спустя в тюрьме умер папа Иоанн. Церковь признала Боэция, Симмаха и Иоанна мучениками, в связи с этим напряженность в отношениях между коренным населœением и остготами возрастала. Затем, когда Византийская империя под руководством императора Юстиниана обрела на короткое время былое величие, полководец Юстиниана Велисарий вторгся в Италию, и после военной кампании, продолжавшейся двадцать лет, владычеству остготов был положен конец.

Но в 568 году в Северную Италию вторглись лангобарды, и мир на полуострове был в очередной раз нарушен борьбой между лангобардами и византийцами. Когда Константинополь начал терять влияние, приобретенное при Юстиниане, возникла опасность, что лангобарды захватят весь полуостров. По этой причине к серединœе VIII века папы, поняв, что от Константинœеполя особой помощи ждать не приходится, обратили свои взгляды на север.
Размещено на реф.рф
И менно так возник союз между папством и франкским королевством, который в конечном счете привел к провозглашению Карла Великого императором Запада.

Короче говоря, между V и VIII веками Западная Европа неоднократно подвергалась нашествиям, гибла сложившаяся цивилизация, а многие знания древних оказались утерянными. С завоевателями вернулись и, казалось бы, оставшиеся в прошлом язычество и арианство. В конечном счете язычники и ариане обратились в веру завоеванных ими народов, то есть в никей-скую веру, которую называют также "ортодоксальной" или "кафолической". В том, как происходило это обращение, а также в сохранении древней мудрости особую роль сыграли два института – монашество и папство, на которых мы сейчас остановимся подробнее.

В античном мире варварами назывались те народы, которые не владели греческим языком или латынью. Варварские племена под действием определенных обстоятельств заселили земли Европы и начали формировать новые средневековые государства.

Эпоха великого переселения

Привели к образованию варварских королевств великое переселение народов и многочисленные войны, происходящие из-за раскола государств, существовавших в Массовые миграции варварских народов начались еще во нашей эры. Римская империя подвергалась атакам германских племен. На протяжении столетия римляне успешно отражали нападения варваров. Ситуация резко изменилась в 378 году во время битвы при Адрианополе между римлянами и готами. В этом сражении Римская империя потерпела поражение, таким образом показав всему миру, что великая империя больше не является непобедимой. Многие историки полагают, что именно это сражение изменило баланс сил в Европе и положило начало развалу империи.

Вторым этапом переселения, еще более сложным для римлян, стало нашествие азиатов. Раздробленная Римская империя не могла бесконечно сдерживать массированные атаки гуннов. В результате таких нелегких испытаний в 476 году Западная Римская империя перестала существовать. Третьим этапом считается переселение славянских племен из Азии и Сибири на юго-восток.

В истории образование варварских королевств занимает довольно продолжительный отрезок времени. Эта эпоха длилась пять столетий, окончившись в седьмом веке заселением славян в Византии.

Причины переселения

Существенные природные и политические факторы стали причиной переселения и образования варварских королевств. Краткое содержание этих факторов представлено ниже:

1. Одна из причин была названа историком Иорданом. Скандинавские готы под предводительством короля Филимера вынуждены были покинуть свои земли в связи с перенаселением занимаемой территории.

2. Вторая причина носила климатический характер. Резкое похолодание было вызвано климатическим пессимумом. Повысилась влажность, температура воздуха понизилась. Вполне понятно, что от похолодания прежде всего пострадали северные народы. Земледелие было в упадке, леса уступили место ледникам, транспортные пути стали непроходимыми, выросла смертность. В связи с этим жители Севера мигрировали в более теплые края, что впоследствии и привело к образованию варварских королевств в Европе.

3. В начале массового переселения немаловажную роль сыграл человеческий фактор. Общество самоорганизовывалось, племена объединялись или враждовали между собой, пытались подтвердить свои власть и могущество. Это привело к стремлению к завоеваниям.

Хунны

Хуннами, или гуннами, называли степные племена, населявшие северную часть Азии. Хунны образовывали довольно мощную державу. Их вечными противниками были их соседи китайцы. Именно противостояние Китая и Хуннской державы стало причиной строительства Великой Китайской стены. Кроме того, именно с движения этих племен начался второй этап переселения народов.

Гунны потерпели сокрушительное поражение в борьбе с Китаем, это заставило их искать новые места для обитания. Движение гуннов создало «эффект домино». Заселившись на новых землях, гунны вытесняли коренных жителей, и те, в свою очередь, вынуждены были искать себе жилище в другом месте. Гунны, постепенно распространяясь в западном направлении, вначале вытеснили аланов. Затем на их пути встало которые, не выдержав натиска, разделились на западных и восточных готов. Таким образом, к четвертому веку гунны приблизились вплотную к стенам Римской империи.

На закате Римской империи

В четвертом веке великая переживала не лучшие времена. Чтобы сделать управление огромным государством более конструктивным, империю разделили на две части:

  • Восточная - со столицей Константинополь;
  • Западная - столица оставалась в Риме.

Многие племена бежали от постоянных атак гуннов. Вестготы (западные готы) вначале просили убежища на территории Римской империи. Однако позже племя восстало. В 410 году они захватили Рим, причинив значительный ущерб западной части страны, и переместились на земли Галлии.

Варвары настолько прочно обосновались в империи, что даже римская армия в большинстве своем состояла именно из них. А предводители племен считались наместниками императора. Один из таких наместников сверг императора западной части государства и занял его место. Формально правителем западных территорий являлся восточный император, но фактически власть принадлежала лидерам варварских племен. В 476 году Западная Римская империя окончательно перестала существовать. Это был важнейший момент в истории образования варварских королевств. Кратко изучив данный отрезок истории, можно увидеть четкую грань между созданием новых государств Средневековья и крушением античного мира.

Вестготы

В конце третьего столетия вестготы являлись федератами римлян. Однако между ними постоянно происходили вооруженные столкновения. В 369 году был подписан мирный договор, согласно которому Римская империя признавала независимость вестготов, а Дунай стал отделять их от варваров.

После нападения гуннов на племя, вестготы попросили у римлян убежища, и те выделили для них земли Фракии. После долгих лет противоборства между римлянами и готами сложились следующие отношения: вестготы существовали обособлено от Римской империи, не подчинялись ее строю, не платили налогов, взамен они существенно пополняли ряды римской армии.

Путем долгой борьбы с каждым годом вестготы добывали себе все более комфортные условия для существования в Империи. Естественно, что этот факт породил недовольство в римской правящей элите. Очередное обострение отношений окончилось захватом Рима вестготами в 410 году. На протяжении последующих лет варвары продолжали выступать федератами. Основной их целью был захват максимального количества земель, которые они получали, воюя на стороне римлян.

Датой образования варварского королевства вестготов является 418 год, хотя на протяжении последующих нескольких лет они оставались федератами римлян. Вестготы занимали территорию Аквитании на Иберийском полуострове. Первым королем стал Теодорих Первый, избранный в 419 году. Государство существовало ровно триста лет и стало первым в истории образованием варварских королевств.

Свою независимость от Империи вестготы провозгласили только в 475 году во времена правления Эйриха, сына Теодориха. К концу пятого века территория государства увеличилась в шесть раз.

На протяжении своего существования вестготы вели борьбу с другими варварскими королевствами, образованными на развалинах Римской империи. Наиболее жестокая борьба складывалась с франками. В противостоянии с ними вестготы потеряли значительную часть своих территорий.

Завоевание и разрушение королевства произошло в 710 году, когда вестготы не выдержали натиска арабов в их стремлении захватить Иберийский полуостров.

Вандалы и аланы

Образование варварского королевства вандалов и аланов произошло через двадцать лет после создания государства вестготами. Королевство занимало довольно большой участок на севере Африканского континента. В эпоху великого переселения вандалы прибыли с придунайских равнин и поселились в Галлии, а затем они вместе с аланами заняли Испанию. С Иберийского полуострова их вытеснили вестготы в 429 году.

Заняв внушительную часть африканских владений Римской империи, вандалы и аланы должны были постоянно отражать атаки римлян, желающих вернуть свое. Однако варвары также совершали набеги на Империю и продолжали завоевывать новые земли в Африке. Вандалы стали единственными из прочих варварских народов, кто имел собственный флот. Это значительно усиливало их способность противостоять римлянам и другим племенам, посягающим на их территории.

В 533 году началась война с Византией. Она длилась почти год и окончилась поражением варваров. Таким образом, Вандальское королевство прекратило свое существование.

Бургунды

Королевство бургундов занимало левый берег реки Рейн. В 435 году на них напали гунны, убив их короля и разграбив дома. Бургундам пришлось покинуть свои жилища и переселиться на берега Роны.

Бургунды занимали территорию у подножья Альп, которая в настоящее время принадлежит Франции. Королевство терпело раздоры, претенденты на престол зверски убивали своих оппонентов. В сплочении королевства наибольшую роль сыграл Гундобад. Убив своих братьев и став единоличным претендентом на трон, он издал первый свод законов Бургундии - «Бургундскую правду».

Шестое столетие было ознаменовано войной между бургундами и франками. В результате противостояния Бургундия была завоевана и присоединена к государству франков. Образование варварского королевства бургундов датируется 413 годом. Таким образом, королевство просуществовало немногим более ста лет.

Остготы

Образование варварского королевства остготов началось в 489 году. Оно просуществовало всего шестьдесят шесть лет. Они являлись римскими федератами и, будучи независимыми, сохраняли императорский политический строй. Государство занимало территорию современных Сицилии, Италии, Прованса и Предальпийскую область, столицей являлась Равенна. Королевство было завоевано Византией в 555 году.

Франки

Во время образования варварских королевств королевство франков, начав свою историю в третьем веке, стало политически значимым только в тридцатых годах следующего столетия. Франкия стала наиболее значимым и сильным среди прочих государств. Франки были многочисленны и включали в себя несколько образований варварских королевств. Королевство франков стало единым во время правления короля Хлодвига Первого из династии Меровингов, хотя впоследствии государство было поделено между его сыновьями. Он одним из немногих правителей принял католичество. Ему также удалось значительно расширить владения государства, нанеся поражения римлянам, вестготам и бретонцам. Его сыновья присоединили к Фракии земли бургундов, саксов, фризов и тюрингов.

К концу седьмого века знать приобрела значительную власть и фактически правила Фракией. Это привело к закату династии Меровингов. Начало следующего столетия было ознаменовано гражданской войной. В 718 году к власти пришел Карл из династии Каролингов. Этот правитель укрепил позиции Франкии в Европе, которые сильно ослабли за время междуусобиц. Следующим правителем стал его сын Пипин, который положил начало основанию современного Ватикана.

К окончанию первого тысячелетия Фракия была поделена на три государства: Западно-Франкское, Срединное и Восточно-Франкское.

Англосаксы

На территории Британских островов поселились англосаксы. Гептархия - так назван период образования варварских королевств на территории Британии. Государств всего было семь. Они начали формироваться в шестом веке.

Западные саксы образовали Уэссекс, южные - Суссекс, восточные - Эссекс. Англы образовали Восточную Англию, Нортумбрию и Мерсию. Королевство Кент принадлежало ютам. Только в девятом столетии Уэссексу удалось объединить жителей Британских островов. Новое единое государство называлось Англией.

Переселение славян

В эпоху образования варварских королевств произошло и переселение славянских племен. Миграция праславян началась немногим позднее германских племен. Славяне заняли обширную территорию от Балтики до Днепра и до Средиземного моря. Следует отметить, что именно в этот временной отрезок в исторических хрониках впервые появилось упоминание о славянах.

Изначально славяне занимали территорию от Балтики до Карпат. Однако со временем их владения значительно расширились. До четвертого века они являлись союзниками германцев, но потом стали воевать на стороне гуннов. Это стало одним из решающих факторов в победе гуннов над готами.

Движение германских племен дало возможность славянским племенам занять территории нижнего Днестра и среднего Днепра. Затем они начали продвигаться в сторону Дуная и Причерноморья. С начала шестого века отмечается череда набегов славянских племен на Балканы. Дунай стал неофициальной границей славянских земель.

Значение во всемирной истории

Последствия великого переселения народов весьма неоднозначны. С одной стороны, некоторые племена прекратили свое существование. С другой, произошло образование варварских королевств. Государства воевали между собой, но и сотрудничали и объединялись в союзы. Они обменивались навыками и опытом. Эти объединения стали прародителями современных европейских государств, заложив основы государственности и законности.Основным последствием образования варварских государств стало окончание эпохи Древнего мира и начало Средневековья.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ.

ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ ГОСУДАРСТВ .
П Л А Н

Введение

2.Германский этап

3. Гуннский этап

4. Образование варварских королевств.

5. Славянский этап великих миграций.

Заключение

Приложение (карты, схемы, таблицы, хронология этапов)

Литература

Введение

Актуальность темы заключается в том, что периоды великих миграций в истории цивилизации встречаются достаточно часто и оказывают колоссальное влияние на само состояние культуры, развитие государственности, менталитет новых формирующихся под воздействием миграций сообществ и наций. В наше время мы переживаем такой же по объему миграции период и наблюдаем связанные с ним проблемы практически во всех развитых странах мира, в т.ч. в России. Великое переселение народов 2-7вв. положило конец эпохе древнего мира и начало Средневековой цивилизации. Семь столетий Переселения определили тенденции дальнейшего развития Европы, дали мощный импульс рождению новых народов, новых государств, новых языков, новой социально-психологической и духовной атмосферы, морали и нравственности.
Эти процессы нашли отражение практически во всех исторических источниках первого тысячелетия нашей эры, дошедших до нас. Наиболее интересными являются работы, ссылки на которые представлены в данном реферате:

ИСТОЧНИКИ (описание истории варварских племен):

Римские - Гай Юлий Цезарь , «Записки о галльской войне», 1 в. до н.э.

Корнелий Тацит , «История», «Анналы», «Германия», 1 в.н.э..

Плиний , «Естественная история», 1-2 вв. н.э.

Иосиф Флавий 1 – 2 вв. н.э. (о раннем христианстве)

Сальвиан , 5 в. «О бегстве римлян к варварам». Проповедник и писатель.

Северин Боэций , 5-6вв. Римский гос. деятель, советник готского короля

Теодориха Великого, великий философ.

Амвросий Медиоланский , 4в., история гуннов.

Кассиодор , 6в. «История готов»

Германские – Иордан, 6 в.н.э. «О происхождении и истории готов». Остготский

историк. Историк гуннов.

Византийские - Прокопий Кесарийский , историк 6 в., «История войн Юстиниана»,

«Тайная история».

- франкские- епископ Григорий Турский , 6в., «История франков».

Павел Диакон , историк 8в, «История лангобардов».

Методы исследования : сравнительно-сопоставительный анализ, причинно-следственные связи – детерминация событий, этнологические связи, графический анализ и метод информационных технологий - презентация темы в программе Power Point.

1. Великое переселение народов и его этническое пространство

С варварами всякий грек был и будет в вечной войне, ибо не что-либо изменчивое и временное, а непреложный закон природы заставляет их питать взаимную вражду.

Тит Ливий
Поднятое внезапным смятением варварство излило весь Север на тебя, Галлия. За воинственным ругом, в сопровождении гелона, следует свирепый гепид. Скира побуждает бургунд. Вторгся гунн, белонот, невр, бастарн, туринг, бруктер и франк, которого омывает своими волнами заросший камышами Никер. Скоро пал Герцинский лес, срубленный секирой на челны, и покрылся Рен судами. И уже наводящие ужас полчища Аттилы разлились по твоим полям белг.

Сидоний Аполлинарий

К началу Переселения западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация, существовавшая в государственных рамках Римской империи. В Центральной и Восточной Европе обитали, жившие догосударственным строем, германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена. На Европейском континенте Великое переселение ознаменовано движением германцев. Почти одновременно с ними из Азии в Европу хлынули многочисленные кочевнические племена и племенные объединения, вызвавшие значительные передвижения среди местных народов. Многие народы в поисках новых мест обитания и лёгкой наживы оставляли насиженные места и «пускались в те великие и сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе». Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями, стала объектом устремлений варварских племён. Сначала это были германцы, которых сменили гунны, а позже авары и славяне. В ходе Великого переселения народов произошла гибель античной цивилизации и падение Римской империи. В её западной части сформировались «варварские королевства», созданные германцами. В восточной сложилась Византийская империя, смирившаяся с утерей значительной части своей территории к югу от Дуная, занятой славянами (и частью тюркоязычными болгарами). Германцы и славяне в ходе Переселения расселились на обширной территории от Британии, Галлии и Испании до Финского залива, Верхней Волги и Дона. Сформировалась новая средневековая цивилизация. Вследствие смешения латинизированного населения бывших римских провинций с варварами сформировались романские народы. Все это существенным образом сказалось на этнической карте Европы: многие народы исчезли с лица земли. Политическая и этническая карта Европы, сложившаяся после Великого переселения народов, в основном продолжает существовать до наших дней, ибо этнополитических метаморфоз, подобных Великому переселению народов, история Европы больше не знала. Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров, явилось зарождение нового типа цивилизации.

Великое переселение народов как временной «зазор» между Античностью и Средневековьем делится на три этапа. Первый (II-IV вв.) – «германский» , охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения. Второй (IV-V вв.) – «гуннский» , между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях. Третий этап (VI-VII вв.) – «славянский» , связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племён. Этапы Переселения отличаются характером этнического состава участников Переселения, позицией мигрирующих племён, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.
«Великое переселение народов, как системный процесс взаимодействия Барбарикума и античной цивилизации, сформировало уникальное этническое пространство. Под этническим пространством подразумевается вся совокупность племён и народов, связанных с конкретным историческим явлением и его образом в истории. Этническое пространство, созданное Великим переселением, отличалось многослойностью. Оно представлено германскими, алано-сарматскими, тюркскими, славянскими, италийскими, кельтскими, рето-этрусскими, иберийскими, скифскими, синдо-меотскими, фракийскими, македонскими, иллирийскими, финно-угорскими, кавказскими, мидийскими, балтскими, греческими, малоазийскими, армянскими, семито-хамитскими и африканскими племенами. Среди них можно выделить племена-аборигены и пришлые, инертные и динамичные, племена и народы, населявшие земли Римской империи, её провинций, и племена пространства вне Рима – Бабрарикума, как его называют древние авторы - Barbaricum solum – это прежде всего пространство для передвижений варваров, причём непрерывных передвижений, т.е. миграции племен варваров» 1
2. Германский этап Великого переселения народов

Европа севернее Альп была занята тремя большими группами многолюдных племен: кельтами, германцами и славянами. Римляне раньше всех познакомились с кельтами, с племенами галлов, которые когда-то даже захватили весь Рим, кроме Капитолия. На запад от Галлии - по ту сторону Рейна - за несколько веков до начала нашей эры расселялись пришедшие с севера многочисленные племена германцев. Их древняя родина - северное и южное побережья Балтийского моря, острова Балтики, два полуострова - Скандинавский и Ютландский. Их переселение связано с изменением климата в Европе. К началу нашей эры германцы занимали уже все пространство между реками Рейном, Одером и Дунаем. Дальше всех ушли племена готов. От балтийских берегов они добрались до приазовских и причерноморских степей. Там они покорили местное население - далеких потомков народа, называвшегося в древности скифами. Подчинились готам и те племена, которые ныне считаются предками восточных славян. Германцы очень любили охотиться в своих густых и богатых дичью лесах. Но они неплохо знали и земледелие - выращивали ячмень, просо, пшеницу, лен. Самым большим богатством германцев, однако, считался скот - особенно быки, коровы и, конечно, лошади. Кочевниками германцы не были - они жили хуторами и маленькими деревнями, строили себе деревянные «длинные дома». «Длинные» потому, что если скот - богатство, то и жилые помещения и стойла для животных нужно объединить в одном доме.

"Длинный дом" древних германцев. Реконструкция

В каждом «длинном доме» жила одна большая семья. Несколько родственных между собой семей составляли род. Несколько родов - племя Племена иногда объединялись между собой в большие союзы, особенно когда дело шло к войне с общим врагом. Все взрослые мужчины - члены племени - были между собой равны. Каждый из них - свободный человек. Рабов у германцев совсем мало, а их положение намного легче, чем у римлян; то же относится и к полусвободным. Богачей и бедняков среди германцев не было. Племя каждому давало достаточно земли, но никто не мог ее ни продать, ни подарить кому бы то ни было. Важные вопросы решало племя на общем собрании, тинге, на которое все члены племени приходили с оружием, выслушивали старейшин и вождей, одобряли или отвергали то, что они предлагали. На тингах судили преступников, избирали старейшин. .

Всю эпоху с IV по VII в. называют временем Великого переселения народов. Действительно, тогда десятки племен покинули края, где они жили сотни лет, и отправились на завоевание новых земель. Карта всей Европы изменилась до неузнаваемости. Волны нашествий стерли с нее Западную Римскую империю, на месте которой возникли королевства германцев. Рухнул великий Рим и под его обломками - весь античный мир. Европа вступала в средневековье.

Карта Европы и пути миграции народов

Начало Великого переселения германских племен

Иордан повествует о продвижении готов на юг с территории южной Скандинавии во 2 в. до н. э. Переправившись через Вислу, они достигли местности, которую Иордан именует Ойум . Сходство в описании географических особенностей позволяет локализовать эту землю в части Белорусского Полесья . Остготы, отмежевавшиеся от основной части готов, осев в 3 в. н. э. в причерноморских степях, между Днепром и Доном, частично в Крыму, создают в 4 в. н. э. мощный племенной союз, во главе с Германарихом, просуществовавшим до 376 г. – времени набегов гуннов, разрушивших его.
В III в. германские племена то и дело прорывали укрепленную границу Римской империи. С невероятными усилиями римским войскам удавалось выбивать варваров обратно. И хотя часть пограничных земель пришлось оставить, империя держалась. Настоящая катастрофа началась с появлением в Европе кочевых племен гуннов. По неведомым причинам они покинули азиатские степи у границ далекого Китая и двинулись в тысячекилометровый путь на Запад. В 375 г. гунны обрушились на германские племена готов, жившие к тому времени в северном Причерноморье за пределами Римской империи. Готы были прекрасными воинами, но орды гуннов скоро сломили их сопротивление. Одна часть готов - остготы - покорилась гуннам. Другая - вестготы - всем народом отступила к римским границам, надеясь хотя бы ценой подчинения Риму спастись от неслыханного врага, явившегося из бесконечных далей Азии.

Римляне готов пропустили, но земли у границы для расселения племени дали мало, к тому же скверной,- еды на всех не хватало. Римские чиновники продовольствие поставляли плохо, издевались над готами, вмешивались в их дела. Терпению вестготов скоро пришел конец. Измученные страданиями последнего года, они восстали все как один против империи и с решимостью отчаяния пошли на Константинополь - восточную столицу империи. В 378 г. недалеко от города Адрианополя племена вестготов встретила лучшая римская армия во главе с самим императором Валентом. Готы бросились в бой с готовностью всем погибнуть в сражении или победить - отступать им было некуда. Через несколько часов страшной битвы прекрасное римское войско перестало существовать, а император погиб.

От Адрианопольской битвы империя так и не смогла оправиться. Настоящих римских армий больше уже не было. В грядущих сражениях империю защищали наемники, чаще всего те же самые германцы.

Вестготы в 408г. , возглавляемые вождем Аларихом, подошли к самым стенам Рима. Взять мощные укрепления Рима было Алариху не под силу - и он начал долгую осаду города. Когда измученные осадой римляне решили узнать, на каких условиях они могли бы сдаться, Аларих потребовал отдать ему все золото, все ценности и всех рабов-варваров. «Что же тогда останется у римлян?» - возмущенно спросили горожане. «Жизнь», - холодно ответил Аларих.

В тот раз вестготам и римлянам удалось договориться, и Аларих снял осаду. Правда, чтобы удовлетворить варваров, римлянам пришлось переплавить множество серебряных и золотых статуй, в том числе и скульптуру, изображавшую Доблесть. Действительно, римская доблесть была уже в прошлом.

Это стало окончательно ясно всего через два года, когда Аларих вновь осадил Рим. Теперь ни отразить вестготов, ни откупиться от них римлянам не удалось...

Прокопий Кесарийский (VI в.) писал о взятии Рима готами в 410 г.: « Из своих воинов он выбрал триста человек, ещё безбородых молодых людей, которые выделялись своей знатностью и храбростью, превышавшей их возраст, и тайно сообщил им, будто он намерен подарить их некоторым знатным римлянам. Он приказал держать им себя у римлян очень скромно и добродетельно и усердно выполнять все, что им прикажут их господа, а спустя некоторое время, в заранее назначенный срок, в полдень, когда их господа, как обычно, погрузятся в послеобеденный сон, они все должны будут устремиться к тем городским воротам, которые называются Салариевыми (то есть Соляными), и, внезапно напав на стражу, истребить ее и быстро растворить ворота... Варвары сожгли здания, находившиеся поблизости от ворот, в том числе дворец Саллюстия, древнего римского историка. Большая часть этого дворца в наполовину обгорелом виде существовала и в мое время.

Варвары ограбили весь город, перебили большую часть населения и отправились дальше». Далее вестготы двинулись в Испанию, где создали свое королевство.

После разграбления Рима вестготы отправились на юг Италии, намереваясь сесть на корабли и переправиться в благодатную провинцию Африку. Но внезапно Аларих умер. На его место вестготы выбрали его родственника Атаульфа. Атаульф не пожелал отправляться в Африку и двинулся на север, в Галлию. По дороге он еще раз ограбил Рим. В плен к варварам попала сестра императора Галла Плацидия. Атаульф женился на ней и неожиданно объявил себя союзником императора Гонория. На свадебном пиру он, стоя в римской одежде, заявил, что предпочел бы видеть на месте Римской империи Готскую, но т. к. готы незаконопослушны, он для блага государства римлян и германцев предпочтет стать слугой римского императора. Одновременно Атаульф объявил себя королем вестготов. Он по соглашению с Гонорием вторгся в Испанию с целью изгнать оттуда свевов и вандалов, но в 415 г. был убит предателем.

Королем вестготов был избран его брат Валлия. В 418 г. Гонорий заключил с вестготами новый союз, предоставил им звание федератов и отвел земли в Аквитании (Южная Галлия). Столицей королевства вестготов стал город Тулуза. Так на прежней территории Римской империи возникло первое варварское государство – Вестготское королевство .

В Испании распался союз свевов, вандалов и аланов. Они поделили Пиренейский полуостров на зоны влияния и пытались утвердить там свою власть, воюя друг с другом и с непокорным испано-римским населением. Свевы заняли северо-западную часть Пиренейского полуострова – Галлецию. На ее территории сложилось Свевское королевство .

В правление императора Валентиниана III в Африке римский наместник Бонифаций устроил мятеж против императора. Воспользовавшись нестабильной обстановкой в Африке, союз вандалов в 429 г. под предводительством короля Гейзериха переселился из Испании в Африку. За 10 лет вандалы покорили большую часть римских владений в Африке. В 439 г. была захвачена столица римской Африки – Карфаген. Возникло еще одно варварское государство на территории Римской империи – Вандальское королевство .

Держава Аттилы

Тем временем огромные пространства Европы от Южной Волги до Балтики и Дуная были покорены гуннами. Держава гуннов включала в себя многочисленные германские и ирано-сарматские племена. Собственно гунны – потомки выходцев из Азии – были в ней каплей в море. Под гуннами V в. следует понимать союз многочисленных разноплеменных кочевников под предводительством королей из знатного гуннского рода. Гунны захватили Паннонию (Венгрия) и сделали ее центром своих владений. Гунны долгое время были в мирных отношениях с Римской империей и охотно служили в армиях римских императоров. В 334 г. во главе державы гуннов воцарился Аттила, в правление которого наступает пик могущества гуннов. Аттила стал самой сильной фигурой в Европе. За его жестокость и внушаемый им ужас церковные писатели называли его Бич божий.

В это же время при полубезумном императоре Валентиниане III реальным правителем Западной Римской империи становится военачальник Аэций. Подобно Стилихону Аэций пытался сохранить существование Римской империи в Европе. Аттила несколько лет поддерживал дружественные отношения с Аэцием, в то же время, нападая на границы Восточной империи. До середины V в. Восточная Римская империя платила дань Аттиле. Одновременно Аттила совершал набеги на соседние варварские племена. На Среднем Рейне им было сокрушено королевство бургундов. Аэций позволил оставшимся бургундам поселиться в Юго-восточной Галлии.

В 450 г. восточный император Марциан отказался платить дань Аттиле. В том же году сестра Валентиниана III Гонория, заточенная за любовную связь с придворным в монашеской келье, отправила Аттиле призыв о помощи, приложив к письму свое кольцо. Аттила воспринял это как предложение вступить в брак и потребовал от Валентиниана III выдачи Гонории и половины Римской империи в качестве приданого. Так он намеревался компенсировать неполучение дани. Получив отказ, он в 451 г. вторгся в Галлию. Аэций спешно собрал армию, объединив силы римлян, вестготов, франков и бургундов. На стороне Аттилы сражались гунны и многочисленные германские племена. В Галлии на Каталаунских полях состоялась грандиозная битва, прозванная «битвой народов». Аттила потерпел поражение, но в следующем году вновь вторгся в римские владения, на этот раз – в Северную Италию. Здесь он разграбил Медиолан (Милан) и другие города. Аттила намеревался идти на Рим, но тут к нему прибыл римский папа Лев I, который каким-то образом убедил гунна уйти из Италии. Вероятно, он сказал Аттиле, что в Риме свирепствуют чума и голод.

В 453 г. Аттила отпраздновал свадьбу и внезапно умер в ту же ночь, видимо, от инсульта. После его смерти против гуннов восстали покоренные германские племена, и держава гуннов распалась.

  • Предмет и научные задачи истории государства и права
    • Предмет истории государства и права
    • Историческое в праве
    • Методология истории права
    • Системы права
    • Периодизация истории государства и права
  • Развитие историографии всеобщей истории государства и права
    • Зарождение историко-юридических знаний
    • Начало научной истории права и государства
    • Историческая школа права
    • Развитие научной истории государства и права в XIX в.
    • Социологическое направление историографии
    • Сравнительно-историческая школа
    • Изучение истории государства и права в России
    • Современное состояние историографии
  • Становление государственной организации и права
    • Проблема возникновения государства и права
    • Формирование политико-правового сообщества
    • Протогосударство – чифдом
    • Раннее государство
  • Образование древнейших государств на Ближнем Востоке
  • Общие сведения о государстве и праве Древнего Востока
  • Государственность в древней Месопотамии
    • Образование «номовых» государств
    • Эволюция раннемонархического государства
    • Организация государственной администрации
  • Государство Древнего Египта
    • Основные этапы государственной истории
    • Система государственной администрации
    • Военная организация
    • Суд и законы
  • Ассирийская держава
    • Становление и эволюция Ассирийского государства
    • Организация власти
  • Образование древнейших государств в Восточной Азии
  • Государственность в Древней Индии
    • Древнейшие государственно-политические объединения
    • Государственная организация державы Маурьев
    • Социально-правовой строй
    • Принципы государственного правления
  • Государства Древнего Китая
    • Формирование китайской государственности
    • Власть и управление в империи Цинь
    • Доктрина легизма
  • Древневосточная монархия
    • Монархия и деспотизм
    • Особенности исторического происхождения
    • Религиозное содержание власти
    • Полномочия монарха
    • Образ идеального правителя
  • Право древнего Вавилона (законы царя Хаммурапи)
    • Древнейшее законодательство Месопотамии
    • Законы Хаммурапи: система и принципы
    • Социально-правовой строй
    • Брачно-семейное право
    • Торговое и обязательственное право
    • Преступления и наказания
  • Древнееврейское право
    • Древнееврейская государственность
    • Источники права
    • Законодательство Моисея
    • Семейно-брачное право
    • Имущество и обязательства в праве
    • Уголовное право и суд
  • Государство и право античного мира
  • Общие сведения о государстве и праве античного мира
  • Становление политического общества в Древней Греции
    • Протогосударства Крито-Микенского мира
    • Дорийское завоевание: начало нового строя
    • Становление полисной организации
  • Спартанское государство
    • Становление Спартанского государства
    • Реформы Ликурга
    • Организация власти и управления
  • Образование Афинского государства
    • Становление Афинского полиса
    • Реформы Солона
  • Демократическое государство Древних Афин
    • Становление демократической системы
    • Органы прямого народовластия
    • Должностные лица
    • Финансовая система
    • Суды в системе народовластия
    • Деформация Афинской демократии
    • Полис и демократия
  • Правовая политика и законодательство Афинской демократии
    • Социально-правовой строй
    • Семейный уклад
    • Регулирование имущественных и торговых отношений
    • Развитие законодательства
    • Закон и право
  • Государство и право эллинистического мира
    • Образование Македонской державы
    • Государственный строй империи
    • Государства эллинистического мира. Распад империи
    • Греко-египетское право
  • Формирование государственности Древнего Рима
    • Становление римского полиса
    • Военно-родовой строй
    • Переход к военно-республиканскому строю
    • Борьба патрициев и плебеев
  • Государственный строй Римской республики
    • От полиса к империи
    • Народные собрания
    • Сенат
    • Система магистратур
    • Римская армия
    • Идеал смешанного правления
  • Государственный строй Римской Империи
    • Кризис республики и становление монархии
    • Государственная организация принципата
    • Переход к новым формам монархии
    • Система управления при доминате
    • Провинциальная организация империи
    • Военная организация империи
  • Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
    • Римское гражданство
    • Гражданство и сословия
    • Неполноправные категории жителей
    • Несвободное население
  • Древнейшее римское право
    • Священное право и царские законы
    • Законы XII Таблиц: создание и общие начала
    • Основы общественно-юридического быта
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
    • Ранние институты. Легисакционное судопроизводство
    • Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
    • Римская юриспруденция
    • Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
  • Развитие частного права в Древнем Риме
    • Система римского права
    • Брачно-семейное право
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
    • Становление уголовного права
    • Формирование специальных уголовных судов
    • Процесс в суде присяжных
    • Уголовная юстиция в империи
  • Кодификация римского права
    • Начало систематизации права
    • Разработка Свода Юстиниана
    • Corpus juris civilis
    • Право и Закон в римской юриспруденции
  • Государство и право средних веков
  • Государство и право средних веков
    • Общие характеристики государства и права средних веков
    • Предгосударственный строй германских племен
  • Варварские королевства
    • Вестготское королевство
    • Остготское королевство
    • Франкское государство Меровингов
  • Франкская империя Каролингов
    • Формирование нового государства
    • Государственная организация империи
    • Законодательство империи
    • Распад Франкской империи
    • Раннефеодальная государственность
  • Варварские правды
    • Оформление писаного права германских народов
    • Общественно-юридический быт
    • Судебное право
    • Преступления и наказания
  • Формирование правовых институтов феодального строя
    • Социальная сущность феодализма
    • Вотчинный уклад и новые виды зависимости
    • Коммендация. Ранние формы пожалований
    • Феодальный иммунитет
    • Вассалитет
  • Раннефеодальная государственность в Британии
    • Образование варварских королевств
    • Начало феодализации общества
    • Ранняя государственная организация
    • Англосаксонские законы
    • Датское завоевание

Образование варварских королевств

Коренное население Британии – бритты (кельты) – к началу I тыс. находилось под господством Римской империи. Разрозненные племена переживали стадию формирования у них надобщинной администрации. Включение бриттов в налоговую и военно-служилую систему империи ускорило и видоизменило этот процесс.

С распадом Римской империи «жители острова Британии соединились с некоторыми кельтскими народами, чтобы отложиться от римской власти и, не повинуясь более римским законам, жить по собственному усмотрению, – записал немного позднее этих событий летописец. – Итак, британцы взялись за оружие, освободили свои общины от угрожавших им варваров». Военная борьба за самостоятельность к IV – V вв. продвинула процесс усиления власти военных вождей и начал военно-демократического строя.

В середине VI в. самостоятельное развитие бриттских общин было прервано: с континента вторглись германские племена англов, саксов и ютов. Вековая борьба с вторжением (оставшаяся в мировой культуре мифами о рыцарях «круглого стола» и короле Артуре – полулегендарном вожде Амвросии, около 500 г.) окончилась поражением. В Британии установилось господство англосаксов. Однако еще в VII в. сохранялись обособленные племенные объединения (королевства) бриттов.

Англосаксонские завоеватели находились только на стадии надобщинной администрации, у них не было королевской власти, а первые предводители были более вождями, древнегерманскими герцогами. Немногим на более высокой стадии развития в политическом отношении были и бритты. Образовавшиеся к VI – VII вв. объединения были только протогосударствами варварского типа. Однако (в отличие от вестготов, франков или лангобардов в Европе) почти отсутствие влияния римских государственных институтов предопределило слабость государственных начал.

Только в VI в. появляются первые короли с почетными правами, подчиненные им дружины. Важную роль в ускорении государствообразования сыграло распространение христианства в Британии (591 – 688 гг.). Оторванность от римского центра с самого начала сделала для британских епископов более важным покровительство королей. В конце VII в. церкви было предоставлено освобождение от налогов и повинностей, другие привилегии.

К началу VII в. в Южной Британии сформировалось 19 протогосударственных объединений со своими «престолонаследиями». Постепенно наибольшее влияние и значение приобрели 7 – 8 протогосударств – самыми крупными и устойчивыми были Нортумбрия, Мерсия, Эссекс, Уэссекс, Кент (различавшиеся еще и этнически). Временами королевства признавали доминирование одного из них в общем условном союзе, главы таких временных объединений принимали особый титул брэдвальда. Но в целом Британия составляла т. н. «семикоролевье» (гептархию).

В рамках гептархии на протяжении VII – IX вв. постепенно завершился процесс перерастания протогосударств в ранние государственные образования. С одной стороны, этот процесс был выражен в росте прав и значения королевской власти. Если в VII в. королей рассматривали как одного из членов племени, посягательство на которого – вид родовой «обиды» и должно быть выкуплено, то к VIII – IX вв. за королями признаются уже зачатки публичных полномочий: право приказывать, карать, судить, руководить общинными властями и своими порученцами.

Признается особое право королей покровительствовать – в результате этого формируется особый круг (ближних и дальних) приближенных королей, занимающих особое место в обществе, по-особому охраняемых правом. Узурпируя родо-племенные права, короли производят пожалования – прав, а потом и земель. С другой стороны, процесс становления ранней государственности выражался в появлении государственной организации: администраторов, налогов, принудительной власти. Особо важное значение в становлении ранней администрации имела церковь: в силу особых связей с королями церковным руководителям доверяются многие публичные функции.

Одновременно формировались королевский двор и иерархия военно-служилых чинов, которым доверяется управление на местах и выполнение королевских поручений, сбор налогов. В VIII в. за королями признается безусловное высшее право (сродни прежнему римскому imperium) повелевать. Королевское законодательство становится постоянной функцией власти. На рубеже VII – VIII вв. в связи с ростом законодательного регулирования расширилась сфера государственного (королевского) суда, запрещались действия без суда. Вышли из употребления народные собрания и другие пережитки военно-демократических порядков.

К началу IX в. политическое лидерство в Южной Британии перешло к наиболее мощному из гептархии королевству – Уэссексу. В правление короля Эгберта (802 – 839 гг.) королевство добилось гегемонии над всеми другими. Такое доминирование обеспечило ускоренное становление государственной королевской власти: возвышение короля уже и над родовой и территориальной знатью, введение в право наивысших наказаний за посягательства на короля.

Для единого правителя при помощи церкви вводится процедура помазания на царство (сродни франкам) – король отныне символизирует правителя Божией милостью с соответствующими верховными правами в отношении всех подданных. Окончательное укрепление государственности пришлось на конец IX – сер. Х в., когда сложилось единое Англосаксонское королевство с новой социальной иерархией и упрочившейся ранней территориальной организацией (взамен племенных объединений).