Социально-экономическая сущность финансов. Функции финансов

Главным условием возникновения финансов является формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Распределительная функция

Важнейшая функция, которая отвечает за обеспечение финансовыми ресурсами каждого звена системы, распределительная. Ее основная задача — распределение национального дохода в соответствии с потребностями государства и населения, когда создаются основные или первичные доходы. Они формируются после распределения выручки, полученной в результате реализации продукции и услуг. Сумма делится между фондом возмещения материальных затрат (аренда, амортизация оборудования, закупка сырья), заработной платой работников и прибылью собственника.

Таким образом, первичное распределение позволяет сформировать доходы от производства. Установленные государством косвенные налоги также участвуют в пополнении первичных доходов. Но из-за наличия непроизводственной сферы, в которую входит здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение, национальный доход не образует достаточное количество общественных денежных фондов.

Вследствие того, что первичного дохода недостаточно для эффективного функционирования государства, происходит дальнейшее перераспределение, формирующее вторичный доход, который делится между регионами, различными сферами хозяйства и социальными группами населения. Эффективное распределение и перераспределение финансов дает возможность:

  • равномерно развивать отрасли народного хозяйства;
  • укреплять государство, экономику, обороноспособность страны;
  • повышать социальный уровень населения.

Контрольная функция

Предназначение контрольной функции заключается в осуществлении проверки за полнотой, своевременностью и корректностью всех перемещений, расходования и распределений финансов. Обязательной составляющей действия функции является экономическая целесообразность и соблюдение действующего законодательства на всех этапах.

Финансовый контроль — это практическое выражение функции, он осуществляется на всех уровнях движения финансов при любой операции. Функция предполагает как мониторинг всех процессов, так и их оперативную корректировку, что позволяет предотвратить экономические преступления. Развитые страны уделяют особое внимание финансовому контролю, используя этот инструмент для предупреждения правонарушений. Три этапа контроля позволяют:

  • охватить производство товаров и услуг;
  • следить за рациональным и бережным расходование ресурсов;
  • сократить расходы и потери;
  • предупредить расточительство.

Регулирующая функция

Функцию регулирования нередко называют стимулирующей из-за вмешательства государства в производственный процесс с целью повысить экономический рост, то есть стимулировать развитие экономики. Процесс регулирования происходит при помощи понижения налоговых ставок, полного освобождения от налогов или кредитования. Наглядным примером влияния государства может служить автомобильная промышленность, которая имеет значительные преференции в виде налоговых льгот и высокой пошлины на импортные аналоги.

Реализация регулирующей или стимулирующей функции происходит в целях исправления экономической ситуации в отстающих регионах или для преодоления кризиса. Также примером использования функции может служить направление средств в регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, наращивание устойчивых показателей развития экономики или определение приоритетных направлений.

В экономической литературе мнения разных специалистов по поводу количества и содержания функций финансов расходятся. Некоторые экономисты отдельно выделяют четвертую функцию — стабилизационную. Ее сущность заключается в обеспечении населения равными возможностями в независимости от региона проживания. Однако стабилизация в РФ не применяется в полной мере, что приводит к ее неполноценной работе, поэтому упоминание о стабилизационной функции встречается редко.

функциях. Финансы выполняют три основные функции :

накопительную (формирование денежных фондов);

распределительную (использование денежных фондов);

контрольную.

Эти функции осуществляются финансами одновременно.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

С помощью накопительной функции происходит формирование денежных фондов, без которых хозяйственная деятельность субъектов невозможна. На уровне мировых финансовых отношений эта функция проявляется в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда, на уровне государственных финансов подобный процесс реализуется при формировании доходной части бюджета, на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа — зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа — доходы предприятий сферы материального производства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную .

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные , или производные доходы . К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения.


Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий.

Финансы выполняют также контрольную функцию.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм , представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределение между сферами и звеньями финансовой системы государства.

Качественное воздействие финансового механизма проявляется посредством применения таких методов организации финансовых отношений, которые позволяют рассматривать их в качестве стимулов развития субъектов хозяйствования. К таким элементам финансового механизма относится снижение налоговых ставок, установление предельного размера бюджетного дефицита, порядок применения различных финансовых санкций и т.д.

Основные определения

Финансы - это отношения между эконом. субъектами, которые возникают в процессе создания, распределения и последующего перераспределения фондов денежных средств. Следует различать термины «финансы» и «деньги». Деньги - материальное явление, всеобщий эквивалент, средство обмена, накопления и платежа. Финансы - это именно взаимоотношения, сами по себе, в отрыве от субъектов экономической деятельности, финансы не существуют.

Выделяют централизованные (государственные) и децентрализованные финансы. Централизованные - это финансы государства, куда входят бюджет и различные внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы - это эконом. отношения, определяющие круговорот ресурсов между предприятиями.

Финансы как отношения возникают между различными типами экономических субъектов. Некоторые из этих отношений показаны в Таблице 1.

Экономические субъекты Форма отношений
Юридические лица Приобретение товаров, реализация продуктов и услуг
Юридические лица и стоящие над ними инстранции Создание централизованных денежных фондов и их распределение
Государство и юридические лица Налоговые отношения, субсидии, субвенции
Государство и граждане Налоги, сборы, добровольные платежи
Юридические лица, население и внебюджетные фонды Платежи во внебюджетные фонды, получение ресурсов из этих фондов
Различные уровни бюджетной системы Бюджетное регулирование, субсидии, субвенции
Юридические лица, граждане и страховые компании Сбор страховых взносов, выплаты при возникновении страхового случая

Функции и роль финансов

В научной литературе взгляд на функции финансов несколько различается, однако можно выделить пять базовых функций, относящихся финансам. Данные функции показаны в Таблице 2.

Функция Суть функции
Аккумулирующая Концентрация и мобилизация денежных ресурсов для развития организации, экономики, общества
Распределительная (перераспределительная) Функция позволяет распределять ресурсы на различных уровнях, начиная с гос. бюджета и заканчивая финансами предприятий
Регулирующая Заключается в равновесном распределении денежных средств в различных финансовых системах
Стимулирующая Выражается в стремлении субъектов экономики повысить свою эффективность
Контрольная Способствует рациональному учету движения и расходования денежных средств в процессе финансовой деятельности

Перечисленные в таблице функции несут как экономический, так и социальный смысл. Рассмотрим функции финансов на различных уровнях экономической системы.

Социально-экономические функции и роль финансов на международном уровне

Сегодня в глобализированном мире финансы играют одну из ключевых ролей. Экономики стран интегрированы друг с другом, развивается международная торговля, закрепляется международное разделение труда. В этих условиях критическое значение приобретает способность государственных, частных и наднациональных институтов аккумулировать денежные фонды и распределять их между странами в мировом масштабе. Такое распределение, с одной стороны, способствует развитию или упадку экономик различных территорий, с другой стороны, непосредственно отражается на уровне занятости, образования и, в конечном итоге, качестве жизни людей. Таблица 3 отражает некоторые примеры работы финансов на международном уровне.

Субъект управления финансами Способ управления финансами Влияние на экономику и население
Международные организации (ООН, МВФ, Мировой Банк, ЕБРР и др.) Аккумулирование финансов от стран-участниц организаций. Распределение и перераспределение этих финансов, контроль за финансовыми потоками. Вложения в экономики государств (безвозмездно или в форме кредитования), вложения в социально значимые инфраструктурные проекты, гуманитарная помощь, влияние на мировую экономику.
Международные инвестиционные банки (Deutsche Bank, Goldman Sachs, Citigroup, Barclays, Merrill Lynch, J.P. Morgan, Morgan Stanley, UBS и др.) Аккумулирование средств частных и корпоративных инвесторов, вложение этих средств на рынках капитала, влияние на мировые и локальные фондовые рынки. Возможность осуществлять движение крупных денежных средств, влиять на ценообразование в сфере ценных бумаг и валютных курсов.
Международные инвестиционные фонды (Black Stone, TPG Capital и др.) Аккумулирование средств частных и институциональных инвесторов, вложение этих средств в бизнес портфельных компаний. Возможность вкладывать денежные средства в различные бизнесы, что приводит к прямому влиянию на экономики различных стран, уровень занятости населения, становление инфраструктуры.

На государственном уровне функции финансов проявляются особенно ярко, потому что от эффективности управления денежными средствами на уровне страны напрямую зависит качество жизни населения.

Государство аккумулирует фонды за счет различных каналов, основным из которых являются налоговые поступления от физических и юрлиц. Уже на этапе формирования денежных фондов (гос. бюджета), финансы играют важную роль, ведь от корректности налоговой политики зависят темпы роста бизнеса, обеспеченность население и экономическое здоровье страны в целом.

Распределительная и перераспределительная функция финансов - важнейшие на государственном уровне. Речь идет о формировании и распределении валового внутреннего продукта (ВВП). Основным источником денежных фондов страны служит ее нацдоход, который выражается в совокупной стоимости ВВП за вычетом использованных в процессе операционной деятельности основных и оборотных средств. Нацдоход в определенной степени определяет общую экономическую структуру государства. Страна также может привлекать средства на международных рынках капитала или посредством выпуска государственных долговых бумаг (например - облигаций федерального займа, ОФЗ).

Страна аккумулирует денежные фонды в форме гос. бюджета, который затем распределяется между экономическими субъектами. Сюда входит перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней (в России - федеральный, региональные и местные бюджеты), субсидии и субвенции бизнесу и регионам, социальные выплаты населению (пенсии, пособия), государственные вложения в ценные бумаги, создание бюджетных и внебюджетных фондов, вложения в государственные инфраструктурные проекты, финансирование государственных учреждений и служб, включая правоохранительные и социальные органы.

На государственном уровне проявляется в применении правительством прямых и косвенных методов экономического регулирования. Распределение государственного финансирования между различными отраслями экономики способствует развитию одних отраслей и замедлению темпов роста других. Сюда относится и создание новых рабочих мест, строительство и ввод в эксплуатацию жилья, участие правительства в проектах государственно-частное партнерство.

Следует сказать о пенсионных фондах, которые, с одной стороны, аккумулируют пенсионные накопления граждан (накопительная функция финансов), с другой стороны - вкладывают эти средства в различные ценные бумаги и инфраструктурные проекты (распределительная функция). Поиск наиболее эффективных путей вложения пенсионных накоплений, а также постоянный контроль за деятельностью государственных и частных пенсионных фондов выражают стимулирующую и контрольную функции.

Контрольная функция проявляется в мониторинге стадий движения денежных средств, от сбора налогов до распределения государственного бюджета. От качества осуществления государством контроля за движением денежных потоков напрямую зависит благосостояние население и бизнеса. Как известно, чем выше уровень коррупции и финансовых потерь на этапах операционной деятельности государственных структур, тем хуже уровень жизни в стране. В конечном итоге, государственное управление финансами определяет благосостояние нации и будущее страны.

На уровне организаций каждая функция финансов является определяющей с точки зрения выживания фирмы. Именно поэтому финансовому менеджменту уделяется столь серьезное внимание, особенно в мультинациональных корпорациях.

Аккумулирующая функция проявляется в способности предприятий накапливать денежные средства за счет выручки, грамотно сохранять эти фонды. Предприятия споособны привлекать крупные средства путем эмиссии ценных бумаг: акций и облигаций. Помимо этого, фирмы способны формировать собственные денежные фонды за счет привлечения прямых или венчурных инвестиций. Также средством привлечения средств для предприятий является кредит. Если бы данные инструменты отсутствовали, фирмы были бы вынуждены развиваться исключительно за счет собственных средств, что замедлило бы рост как отдельных предприятий, так и экономики в целом. В данном примере проявляется как аккумулирующая, так и распределительная функции финансов.

Распределительная и перераспределительная функции проявляются в правильном вложении аккумулированных в результате операционной деятельности средств. Фирма должна решить, вкладывать ли деньги в производственные мощности, расширять ли сеть сбыта или инвестировать деньги в ценные бумаги. В зависимости от фазы экономического цикла, предприятие будет принимать различные решения на этапе распределения финансов.

Регулирующая функция позволяет бизнесу поддерживать в равновесии собственную структуру. Именно из-за стремления финансового состояния к оптимальности фирмы могут принимать решения о закрытии или реорганизации тех или иных подразделений, выходе на новые рынки, приоритетном финансировании одних проектов в ущерб другим. Особенно ярко это проявляется на примере матричных организаций, где финансирование проекта или продукта определяется его относительными преимуществами относительно других продуктов или проектов.

Стимулирующая функция финансов при грамотном корпоративном управлении позволяет повысить эффективность как отдельных сотрудников, так и целых подразделений. Менеджмент создает KPI (Key Performance Indicators, Ключевые Показатели Эффективности) для всех подразделений и сотрудников. При грамотной финансовой мотивации эффективность структурных подразделений повышается. Для топ-менеджмента и акционеров мотивирующим фактором являются дивиденды.

Контрольная функция финансов является критической для любой организации. Корректная организация учета, контроля и аудита позволяет фирмам контролировать издержки и избегать хищений и злоупотреблений на всех уровнях. Здесь важен как внутренний, так и внешний аудит, который проводится специализированными аудиторскими компаниям, в частности, компаниями большой четверки: Pricewaterhousecoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG.

Отдельно нужно подчеркнуть роль страхования. Страховые компании не только аккумулируют денежные средства на своих счетах за счет страховых взносов, но и вкладывают эти денежные фонды в экономику с целью извлечения прибыли от финансовой деятельности. Таким образом, страховые компании выступают в роли инвесторов и способствуют реализации накопительной, и перераспределительной функций. В поиске наиболее эффективных вложений и мониторинге за этой деятельностью выражаются стимулирующая и контрольная функции. Страховой рынок является важной частью финансовой системы как на государственном, так и на международном уровне.

Функции и роль финансов в развитии современной экономики

Финансы во многом определяют образ современной рыночной действительности. Именно накопление крупных фондов частными и государственными институтами, последующее распределение этих фондов, позволили миру стать таким, какой он есть.

Стимулирующая функция финансов определяет динамизм капиталистической системы, а контрольная функция способствует ответственному отношению к деньгами и их вложениям. Ярким примером является сфера венчурного инвестирования, в рамках которой финансовые вложения в инновационные компании способствовали росту таких мировых гигантов как Facebook, Google, Microsoft, Apple и др.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:
? с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;? наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);? перераспределением доходов между различными социальными группами населения.В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение.непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.Финансовый механизм. Функция финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.Важный элемент финансового механизма - финансовое планирование, которое прежде всего относится к бюджетному планированию.



Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.
Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит прежде всего от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода-основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике.
Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.
Финансовая политика имеет самодавлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.
Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Финансовый механизм

Свою финансовую политику государство реализует посредством финансового механизма, состав и структура которого определяются уровнем развития экономики, отношениями собственности, историческими и национальными Особенно ческими отдельной стран.

Финансовый механизм в широком смысле - комплекс финансовых методов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества

С помощью конкретных финансовых форм и методов осуществляются распределительные и перераспределительные отношения, образуются доходы субъектов экономической деятельности и соответствующие фонды денежных средств при этом м функционирования финансового механизма основано на организационно-правовых положениях и финансовой информации,-обеспечивающих практическое использование финансов для достижения определенных целей и с авдань.

Финансовый механизм в узком смысле - совокупность конкретных финансовых методов и рычагов влияния на формирование и использование финансовых ресурсов с целью обеспечения функционирования и развития государственных структур, с субъектов хозяйствования и населения.

В состав финансового механизма входят следующие основные элементы

Финансовые методы;

Финансовые рычаги;

Финансовые инструменты;

Нормативно-правовое, информационное и организационное обеспечение

, Типы и формы государственной финансовой политики

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:

1.Классическая финансовая политика До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

2. Регулирующая финансовая политика Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. Неоконсервативная стратегия В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4. Планово - директивная финансовая политика Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Финансы:

Шпаргалка

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Финансы представляют собой особые экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и распределения фондов денежных средств.

Экономическим содержанием финансов являются деньги. Они являются материальной формой финансов. Нет денег– нет финансов.

Финансы – денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы не могут существовать без субъектов финансовых отношений, ведущих расчеты между собой в денежной форме, так как под финансами следует понимать не столько деньги, сколько денежные расчеты в экономике.

Экономический субъект– это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей.

Взаимодействие экономических субъектов образует рынок, что приводит к кругообороту денежных потоков и возникновению финансов. Движение денежных средств между экономическими субъектами образует финансовые потоки и финансовые фонды. В этом движении находят свое воплощение финансовые отношения, в которые они вступают по поводу образования и использования фондов денежных средств.

Группы экономических субъектов: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т.п.), домашние хозяйства и государство.

Виды финансов: финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и государственные финансы.

Финансовые отношения экономических субъектов:

Деятельность хозяйствующих субъектов в создании продукции и распределении ее стоимости на составные элементы (определение себестоимости, выручки, налогов, прибыли, дивидендов и т.д.);

Деятельность органов государственного управления по платежам различного рода (таможенные пошлины, налоги, сборы и т.д.);

Деятельность банковской системой при получении и погашении кредитов, купле-продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных и срочных вкладах и т.д.;

Деятельность страховых компаний по всем видам страхования.

Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств состоят из фондов, сформированных в результате хозяйственной деятельности на микроуровне. К ним относятся: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и т. д.

Государственные фонды денежных средств формируются на макроуровне. К ним относятся государственный бюджет и внебюджетные фонды.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Основные функции финансов: распределительная, контрольная и аккумулирующая.

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах.

Данная функция образует денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.

Благодаря распределительной функции осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования. Через распределительную функцию финансов обеспечивается денежными ресурсами воспроизводство.

Вслед за первичным распределением финансов происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.

Таким образом, распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.

Контрольная функция финансов выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Важной ролью этой функции является возможность анализировать аспекты деятельности субъекта управления.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Применяя контрольную функцию, можно на государственном уровне оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятия и обоснованность семейных расходов.

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов представляет собой процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. Эта функция может проявляться в формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятии и семейного бюджета.

3. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Финансовая система – это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ:

Государственные финансы;

Финансы юридических и физических лиц. Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы юридических лиц – это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

Финансы физических лиц (частные финансы) -

это финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица.

Частные финансы формируются за счет следующих источников:

Заработная плата;

Доходы от предпринимательской деятельности;

Доходы от операций с личным имуществом;

Доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере;

Доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

Виды денежных расходов физических лиц:

1 . Налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.).

2. Потребительские расходы (расходы на приобретение повседневных товаров и товаров длительного пользования).