Проблема выживания человечества. Безопасность как проблема выживания человечества Факультет социальной работы

В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» -- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Начиная со второй половины 70-х годов ХХ века, внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути, он выражает повышение интереса к проблемам человека, которое стало характерной чертой нашего времени. Это новое понимание можно назвать философско-антропологическим.

Глобальные проблемы, согласно этому подходу не рассматриваются как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человек как пассивная жертва хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

Глобальные проблемы в системе «индивид -- общество» отражают разные стороны ситуации, когда гигантские темпы научнотехнического прогресса не соответствуют духовному развитию человечества. Человек просто не успевает духовно освоить то, что порождает его разум. Известный философ Мераб Мамардашвили, характеризуя современную ситуацию, употреблял выражение «антропологическая катастрофа». Он имел в виду, что за всеми нашими бедами, локальными и глобальными, стоит кризис человека, его духа. Человек разучился видеть мир таким, каков он есть, неискаженный стандартизированной оптикой идеологических структур.

Мир изменился, и идеи человечества должны соответствовать новым условиям. Русский культуролог Г. Померанц с горечью говорил, что торжество современной цивилизации выступает как торжество бездуховности. Цивилизация со всеми ее материальными взлетами вдруг обнаруживает себя как лишенная надежных духовных основ. Она не уверена в своем будущем, с опаской оценивает настоящее и путается в осмыслении прошлого.

Таким образом, одной из главных причин кризиса, постигшего человеческую духовность, является утрата путеводных идей. Таких идей, которые могли бы связать воедино человеческую реальность, помочь оценить уроки прошлого, определить смыслы происходящего и очертить контуры будущего. В прошлом такие идеи были. Например, идея социализма -- общества социальной справедливости. Или идея научно-технологическая, воспевшая экономическую эффективность. Но эти идеи не выдержали испытания временем. А новые, яркие, объединяющие идеи, возможно, только начинают зарождаться и ясно обнаружатся лишь в новом столетии.

Нобелевский лауреат Конрад Лоренц рассмотрел восемь различных, но тесно связанных между собой процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Вот они:

  • -- Перенаселенность земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них подчас «нечеловеческими» способами. Следствием скученности индивидов на малом пространстве также является агрессивность.
  • -- Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой природы.
  • -- Все ускоряющееся развитие техники, делающее людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющее им времени для подлинно человеческой деятельности -- мышления.
  • -- Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым, исчезает способность человека переживать радость, которая дается лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий. Волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в «незаметную зыбь невыносимой скуки».
  • -- Генетическая деградация. Проблема уничтожения в настоящем виде человеческой телесности тоже относится к числу глобальных.
  • -- Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается крайняя точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими, как с чуждой этнической группой. Причина этого -- в недостаточном контакте между детьми и взрослыми.
  • -- Возрастающая унификация человечества. Увеличивается число людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, усовершенствуются технические средства воздействия на общественное мнение, что приводит к невиданной унификации взглядов. Внушающее воздействие доктрины возрастает вместе с увеличением числа последователей. Например, люди, сознательно уклоняющиеся от воздействия телевидения, чаще всего рассматриваются как патологические субъекты. Уничтожение индивидуальности приветствуется теми, кто хотел бы манипулировать большими массами людей.
  • -- Восьмым, по выражению К. Лоренца, смертным грехом человечества он считает неослабевающую ядерную угрозу.

Глобальные проблемы, связанные с человеком, затрагивают не только состояние его духа. Другой неотъемлемой частью человеческой целостности является телесность. «Те, кто объявляет душу бестелесной, -- бредят» -- говорил древнегреческий философ Эпикур. Греческий принцип калогатии (от слова «калос» -- прекрасный и «кай агатос» -- доблестный, объединяющий физические и нравственные добродетели) означал совершенство и духовное и телесное. Здоровье тела всегда было одной из главнейших ценностей человека.

Все ли благополучно с человеческой телесностью в современном мире? Оказывается, что физическое состояние человека тоже находится в большой опасности. Генетики, биологи, медицинские работники все чаще предупреждают нас об опасности разрушения человечества как вида. В.Е. Давидович в книге «В зеркале философии» приводит данные, что примерно каждый пятисотый ребенок рождается с какимнибудь существенным отклонением от нормы, а то и с уродством. Если тенденции накопления ущербности в генофонде будут нарастать такими же темпами, то к началу ХХII столетия человечество подойдет к опасному порогу размывания своей телесности, подрыву массового здоровья. Эти явления связаны как с процессом загрязнения среды, так и нарастанием социальных нагрузок. Примерно каждый пятый житель планеты страдает тяжелой депрессией, связанной с изменением цикличности работы правого и левого полушарий мозга, их разбалансированностью. Страшной опасностью нашего времени стал СПИД -- болезнь, которая все чаще встречается рядом с нами. Она распространилась во все уголки нашей страны, не пощадила не только представителей «группы риска» (наркоманов и гомосексуалистов), но и тысячи ничего не подозревающих людей. Весь мир содрогнулся, столкнувшись со СПИДом. Неизлечимость и массовость -- его визитная карточка. Ряд исследователей называют СПИД этапом в биологическом существовании людей. Они связывают его с безудержным вмешательством человека в основы своего природного бытия. Генетики опасаются, что число подобного рода заболеваний будет расти.

К факторам, разрушающим нашу телесность, относятся также алкоголизм и наркомания. В нашей стране принято снисходительно относиться к пьянству, мол, русский человек без этого не обходится. В России эта проблема распространена чрезвычайно. Но и в других странах мира люди сталкиваются с ней. Очень много алкоголиков в США, Франции и т. д. Западную цивилизацию без преувеличения можно назвать «алкогольной цивилизацией», хотя культура употребления спиртных напитков не выработана. Поэтому часты злоупотребления, принимающие болезненный характер. Известно, что алкоголики живут на 15-20 лет меньше, чем трезвенники и умеренно пьющие люди. Более четверти алкоголиков не доживают до 50 лет. Покалеченные судьбы, врожденные уродства, бытовые драмы и возможное вырождение человечества -- следствия алкоголизма. В настоящее время алкоголизм забирает человеческих жизней больше, чем СПИД и наркомания, вместе взятые. Настоящей трагедией ХХ века стала наркомания. Люди, как правило, молодые, тысячами оказываются потерянными для своих близких, для нормальной жизни, для будущего. «У них в семье наркоман» -- говорят с такой скорбью, будто в семье покойник. Но наркоман, потерявший основные связи с реальностью, еще и опасен. Он может нанести окружающим непоправимый моральный и физический вред, совершить бессмысленное преступление, умышленно или неумышленно стать источником распространения болезней. Наркоману со стажем необходима постоянная финансовая подпитка, вследствие чего он приобщает к наркотикам 10-12 человек за год, беря процент их денег за поставку наркотика или знакомство с местами распространения зелья. Наркоторговля -- один из наиболее доходных видов бизнеса, что делает его невероятно привлекательным. Наркоторговцам нет дела до жертв своего товара, прибыль -- единственный мотив их деятельности. В погоне за большими доходами они не стесняются в выборе средств, чтобы помочь человеку совершить неосторожный шаг в бездну. В случае дальнейшего распространения наркотиков произойдет изменение привычного мира, ибо человеческая цивилизация, несмотря на все ее недостатки, опирается на определенную систему ценностей, норм, правил, которые для наркомана не имеют никакого значения. Нами перечислены далеко не все проблемы, с которыми сталкивается человечество. Но и этого вполне достаточно, чтобы предаться пессимистической меланхолии. Однако наша задача состояла не вэтом. Важно осознать, что, в конечном счете, именно от нас зависит, сумеет ли человечество продолжать развитие или в муках вымрет. Чтобы эффективно действовать в будущем, необходимо осознавать ошибки и итоги прошедшего. Именно это стало побудительным мотивом нашего обзора глобальных проблем.

В объективной реальности мы имеем дело не с совокупностью, а с системой глобальных проблем. Характерной ее особенностью является то, что она обла-дает чрезвычайной сложностью и многофакторностью. И проявляется это, прежде всего в том, что сущностной основой системы глобальных противоре-чий являются социальные взаимосвязи, определяемые фундаментальными за-кономерностями общественного развития. Чисто социальных и чисто социо-природных глобальных проблем нет. Все они выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным при-чинам, ведут к последствиям более чем социальным, затрагивают биологиче-ские и физические основы существования человека.

В нашей стране предпринимаются немалые усилия по сохранению окружающей среды, по охране природы. Россия - инициатор многих международных договоров по охране окружающей среды, по сбережению и разумному ис-пользованию, как природных ресурсов, так и многих видов растительного и животного царства. Решение экологических проблем связано самым тесным образом с неустанной борьбой за мир, против создания средств массового раз-рушения, несущих угрозу и человечеству и природе.

Центральным звеном стратегии решения глобальных проблем является раз-витие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разно-образных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете. Проблема в том - сумеет ли оно воспользоваться этой возможностью?

Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счаст-ливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь.

Каждый человек должен осознавать, что человечество на грани гибели, и выживем мы или нет заслуга каждого из нас.

Ведь еще существуют и религиозные вопросы. Не секрет, что в секты забирают наиболее продвинутых, развитых, умных людей. Сектам не нужны слабые и глупые люди. Следовательно, часть "продвинутого" населения будет нести в массы идеи сект, которые основаны в основном на порабощении вошедшего в нее народа. Совсем недавно в Индии появился очередной "живой Бог", который несет в мир только добро и мир. Все эти религии будут развиваться только в слабом обществе, делая его более диктатурным. Среди множества сект будут и радикальные. Все это не даст миру больше стабильности.

Именно сейчас нужно находить решения этих проблем. Решения проблемы "золотого миллиарда" я вижу следующие:

Первое решение: всеистребляющая война, которая будет идти под знаком подавления неугодных народов, с целью внедрения духа демократии. Наиболее сильные государства сначала будут подвержены экономической атакой. В результате может случиться, что победителей в ней не будет.

Второе решение: освоение космических технологий, и переселение населения на другие планеты, либо создавая видимость таких переселений просто избавляться от народов отправляя их в вечный космос.

Третье решение: коренное изменение всех экономических, человеческих ориентиров, которые должны быть направлены на выживание ВСЕГО человечества.

Все эти вопросы имеют, по крайней мере, один общий ответ, это применение силовых методов. Этот метод самый простой способ, как решить проблему, так и начать "закат" эпохи человечества. Уже сейчас ясно, что оставлять эти вопросы без ответа нельзя. И лучше найти на них ответы, пока актуальность вопросов не высока.

Проблема войны.

Самым простым способом решения всех конфликтов это применение силы. В свете приближающихся экологических проблем, решение вопросов с помощью оружия наиболее простой. Но, применяя оружие нужно быть очень аккуратным, так как запасов вооружения хватит, чтобы уничтожить жизнь на земле десятки раз.

Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. Хотя последствия применения ядерного оружия были исследованы и опубликованы еще в 1983 году. "Кто бы ни нанес первый удар, в каком бы районе планеты это ни случилось, произошел бы ответный удар или нет, в любом случае никому не удастся пережить катастрофу. И того, кто нажмет на кнопку пускового устройства, ждет такая же судьба, как и жителей городов, подвергшихся атаке. Та же участь уготована и тем странам, которые никакого участия в войне принимать не будут" 7 .

Даже зная все эти последствия, человек может применить смертельное для себя и всего живого на земле оружие. Биосфера все-таки сохранится на земле, но не пригодной для жизни человека она будет сотни тысяч лет. Поэтому начало ядерной войны для человека будет означать конец его эпохи. Демографическая проблема увеличения численности населения приводит к увеличению возникновения конфликтов и, следовательно, к увеличению вероятности решения их методом силы.

Любой конфликт таит в себе опасность появления цепной реакции. Поэтому решать конфликт нужно только мирным путем. Чтобы уничтожить Францию, достаточно всего лишь эскадрильи бомбардировщиков вооруженных обычными бомбами. А ведь существует еще и химическое и бактериологическое оружие, которое тоже нельзя сбрасывать со счета.

Полномасштабной войны больше, скорее всего, не будет, но решение многих вопросов будет сопровождаться с применением карательных методов воздействий (Ирак, Югославия и многие другие очаги).

Заключение.

Для выживания в сложившейся ситуации Человеку, нужно коренным образом изменить свои взгляды на жизнь. Эра гуманности хороша, только тогда когда помощь другим слабым собратьям не приведет к полному истреблению человека. В тоже время нельзя скатиться к уровню зверей, перейдя к внедрению правила силы, кто сильней тот и выжил, так как в этой борьбе выжить будет практически невозможно и человек сам себя изничтожит. А оставшиеся люди, если такие останутся, быстро станут деградировать и наступит постепенный сход человека с арены, на которой он был сильнейшим в течение нескольких тысячелетий.

Пока возможность изменения мира еще плохо видна, а решения предлагаемые очень спорны.

Н.Н. Моисеев в своих работах сделал главное, он задал вопросы, на которые уже сейчас следует искать ответ. В каждой из его последних книг ставится вопрос о проблемах выживания человечества. Существующие проблемы имеют множество решений, причем многие из решений тупиковых. Главная задача нас провести перелом взглядов. Поставить эти вопросы на первый план, отодвинув обогащения, власть и др. на второй план, перед лицом ВСЕХ людей. И только вместе, используя общий разум, общую волю, достижения науки и техники, у нас появится шанс решить проблему выживания человека на планете Земля. И только тогда человек сможет достойно встретить 22 век и не уйти в забвение.

Пол Ди Филиппо

Проблемы выживания

Запахи, словно пары вонючего супа, клубятся вокруг офиса Иммиграционной службы. Пот отчаявшихся мужчин и женщин, гниющие отбросы, усеявшие запруженную улицу, пряный запах одеколона вокруг одного из охранников у внешней двери. Смесь крепкая, почти удушающая для любого, кто родился за пределами Джункса, но Камень к ней привык. Из подобных запахов состоит единственная атмосфера, которую он когда-либо знал, это его родная среда: близких знакомых не презирают.

Соперничая с вонью, наплывает шум: грубые голоса ссоры, скулящие голоса мольбы. «Не пихайся, придурок ты этакий!», «Если поделишься, я с тобой, детка, по-доброму обойдусь». У дверей «иммиграционки» искусственный голос зачитывает список вакансий на сегодняшний день, бесконечно крутит один и тот же цикл дрянных вариантов.

- …тестировать новые аэрозольные противопехотные токсины; «4М» заключает контракт на омоложение по методам Цитрин для выживших. «Макдоллел Дуглас» ищет высокоорбитных вакуумщиков. Обязательно согласие на импринтинг памяти…

Никто за этими работами не бежит. Ни один голос не молит охранников впустить. Только те, кто навлек на себя невозможные долги, за кем охотятся внутри самого Джункса, хватаются за задания по десятой категории - подачки «иммиграционки». Камень точно знает, что ему таких предложений не надо. Как и все остальные, он торчит возле Иммиграционной службы просто потому, что она центр притяжения, место сбора, столь же важное, как водопой на Серенгети, где маскируются под бизнес подленькие предложения «по рукам» и крутые сделки перекупки в зоне свободного предпринимательства Южного Бронкса, иначе говоря - в Джунглях Бронкса, или же просто в Джунксе.

Жар плавит шумную толпу, делая ее раздражительнее обычного - опасная ситуация. От сверхнастороженности у Камня пересыхает в глотке. Потянувшись за висящей на бедре кодированной на его прикосновение пластиковой фляжкой, он берет ее и льет в горло затхлую воду. Пусть и затхлая, но безопасная, думает он, упиваясь этим тайным знанием. Подарок судьбы, что он вообще наткнулся на чуть подтекающую трубу в том месте, где окружающий Джункс забор пересекает реку. Чистую воду он учуял, как собака, издалека и, проведя ладонями по прохладной трубе, обнаружил трещинку. Теперь он накрепко запомнил все многочисленные ориентиры, по которым ее можно найти.

Шаркая в толпе голыми мозолистыми ступнями (поразительно, сколько информации можно получить через них, а что, как не информация, сохраняет душу в теле?), Камень выискивает крупицы сведений, которые помогут ему выжить еще один день в Джунксе. Выживание - его главная, его единственная забота. Если после того, что он вынес, у него и осталась крупица гордости, то он гордится тем, что еще жив. Нахальный голос утверждает:

Я запустил темпоралку, чувак, на том и драке конец. Через полминуты все трое - трупы.

Слушатель восхищенно присвистывает. Воображение рисует Камню, что он находит ворованную темпоралку и продает ее за невероятную сумму, которую потом тратит на сухое, безопасное место, чтобы поспать и набить вечно пустое брюхо. Чертовски маловероятно, но можно ведь человеку помечтать.

От мысли о еде у него сводит желудок. Он кладет правую руку на шершавый, покрытый коростой грязи кусок ткани, прикрывающей его диафрагму. Палец пронзает боль (загноившийся порез). Камень предполагает, что это инфекция. Но пока не завоняет, наверняка не узнаешь.

Медленное продвижение сквозь тела и голоса приводит его почти к входу в «иммиграционку». Он ощущает пустое пространство между толпой и охранниками, полукруг уважения и страха. Уважение порождено статусом охранников (имеют работу!), страх - их оружием.

Однажды некто - сосланный преступник с толикой образования - описал Камню это оружие. Длинные, увесистые, трубки с выступом посередине, где находятся колебательные магниты. Пластмассовый приклад. Оружие испускает пучки электронов, движущихся с почти околосветовой скоростью. Если по тебе пройдется серп луча, кинетическая энергия разнесет тебя, как молоток - ядро ореха. Если серп промахнется, сдохнешь через несколько часов от лучевой болезни, поскольку каждому выстрелу сопутствует гамма-излучение.

Из этого объяснения - а Камень помнит его дословно - он понял только описание ужасной смерти. Вполне достаточно.

Камень на мгновение останавливается. Знакомый голос: торговка крысами Мэри тайком договаривается о перепродаже одежды от благотворительных организаций. Прикинув, Камень догадывается, где она стоит. Она понижает голос. Слов теперь Камень разобрать не может, а ведь их неплохо бы послушать. Он бочком пробирается вперед, хотя и боится оказаться в ловушке тел…

Мертвая тишина. Никто не говорит и не двигается. Камень чувствует волну воздуха: кто-то появился в дверном проеме.

Вы, - голос женский, равнодушный. - Молодой человек без обуви в… - голос медлит в поисках определения тому, что скрывается под грязью, - в красном комбинезоне. Подойдите сюда, пожалуйста. Я хочу с вами поговорить.

Камень не знает, о нем ли (при чем тут красный?) идет речь, пока не ощущает давления множества взглядов. Тут же поворачивается на пятке, делает обманное движение… - слишком поздно. Его хватают десятки жадных когтистых лап. Он вырывается. Заплесневелая ткань рвется, но руки цепляются заново - в кожу. Он кусается, брыкается, машет кулаками. Тщетно. Во время борьбы он не издает ни звука. Наконец его, еще брыкающегося, тащат вперед, тащат за невидимую линию, отделяющую этот мир от другого столь же непреложно, как неподатливый забор между Джунксом и остальными двадцатью двумя ЗСП.

Его окружает облако коричного запаха, охранник подносит к основанию его шеи что-то холодное и металлическое. Все клеточки его мозга словно разом вспыхивают, потом наступает тьма…

Трое выдают свое местоположение очнувшемуся Камню колебаниями воздуха, а еще своими запахами, своими голосами - и неуловимым тончайшим ингредиентом, который он называет «ощущением жизни».

У него за спиной массивный мужчина, который дышит через рот, - без сомнения из-за застарелой вони самого Камня. Скорее всего, охранник.

Слева от него человек поменьше - женщина? - от которого пахнет цветами. (Камень однажды нюхал цветок.) Перед ним, за столом, сидящий мужчина.

Камень не чувствует никакой боли - разве что совершенно растерян. Он понятия не имеет, зачем его скрутили и выкрали, и хочет только вернуться к привычным опасностям Джункса.

Но он уже понял, что этого ему не позволят.

Этот человек задаст вам несколько вопросов. Когда вы на них ответите, у меня тоже будет один. Согласны?

Камень кивает: выбора все равно нет.

Имя и фамилия? - спрашивает иммиграционный чиновник.

Никак больше меня не звали.

Невыносимая раскаленно-белая боль: эти ублюдки выжгли глаза маленькому беспризорнику, пойманному, когда он подсматривал, как они расчленяют труп. Но он не плакал, о нет, он всегда каменно молчал, а потому - Камень.

Место рождения?

Эта свалка, Джункс. Где же еще?

Родители?

Что это такое?

Возраст? Пожатье плечами.

Позже это можно выяснить сканированием клеток. Полагаю, у нас достаточно информации, чтобы выдать вам карту. Не двигайтесь.

Камень чувствует, как по его лицу шарит луч тепла, а через несколько секунд у стола раздается ворчание.

Это ваше свидетельство о гражданстве и доступ к системе. Не потеряйте его.

Камень протягивает руку на голос и получает пластиковый прямоугольник. Он собирается сунуть его в карман, обнаруживает, что оба оторваны в потасовке, и продолжает неловко держать его в руке, точно это брусок золота, который вот-вот отнимут.

Вот тут в голове Камня начинают выть сирены. Тревога! Работа, о которой они даже не могут объявить публично? Наверное, дело настолько скверно, что не укладывается в обычную шкалу разрядов.

Спасибо, нет, миз. Моя жизнь стоит недорого, но другой у меня нет. - Он поворачивается, чтобы уйти.

Я не могу посвятить вас в детали, пока вы не согласитесь, однако мы сию минуту можем зарегистрировать контракт, который убедит вас, что это работа первой категории.

Камень останавливается. Какая злая шутка… А вдруг правда?

Контракт?

Будьте любезны, - приказывает чиновнику женщина.

Писк утомленной клавиши, и механический голос произносит текст контракта. Для Камня, непривычного к длинным словам, все это звучит довольно прямолинейно, без экивоков и всяких там ловушек. Работа первой категории на неопределенный период времени, каждая из сторон имеет право разорвать контракт, описание обязанностей пойдет отдельным приложением.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

Магнитогорский Государственный Университет

Факультет социальной работы

по социальной экологии

Проблема выживания в современном мире

Выполнила: Митрошкина Н.Н.

студентка IV курса

ф-та соц. работы ОЗО

Магнитогорск 2001 г.

План

1. Проблемы человечества. Угрозы жизни и выживания человека

2. Предпосылки выживания человека и человечества в современном мире

Список литературы

1. Проблемы человечества. Уг розы жизни и выживания человека

Люди рационального мышления, ученые и социологи полагают, что нынешний век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая неведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики толкуют о вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении.

Действительно, привычный мир XX в., насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени.

Сейчас уже ясно, что без «раздумий» в масштабе человечества нельзя продуктивно проанализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т. д. Любые кризисы в экономике и политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступает кризис современной мировой цивилизации, охвативший природу, мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно самого человека.

Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизаций, влачат существование аутсайдеров.

Еще недавно мы жили в «двухполюсном» мире. В социально-экономическом и идейно-политическом отношении противостояли друг другу, страны развитого рыночного хозяйства (капитализма) и страны социалистического содружества. Распад социалистического содружества и глубокие изменения, происходящие в нашем Отечестве, резко и неожиданно изменили всю панораму мирового сообщества.

Характеризуя сложившуюся ситуацию, известный немецкий политолог Ральф Дарендорф с растерянностью говорил: «Как будто огромный ураган разрушил весь политический пейзаж, уничтожив все ориентиры». Возникает многополярность, на первый план выходит то противостояние, которое условно можно было бы обозначить «Север-Юг». С одной стороны, относительно небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, осваивавших новейшую информационно-компьютерную технологию, с высоким уровнем благосостояния, с другой -- основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии. Здесь массовая бедность, бурный рост народонаселения, нестабильность внутренней жизни. О характере противостояния «Золотого» миллиарда и четырех миллиардов остального мирового населения можно судить по таким, данным. В 1992 г. 20% наиболее богатых стран получали 83% мирового дохода, а на долю остальных оставалось всего 17%, при этом на долю их беднейшей части - всего лишь 1,4 %.

«Сытый север» и «Голодный юг». Юг, который не может обеспечить своих жителей не только едой и кровом, но и духовной пищей. Индия дает миру 1/3 всех неграмотных, Китай - четвертую часть, США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны.От этого соотношения никуда не уйдешь. На Конференции ООН, посвященной окружающей среде и перспективам мирового развития (июнь 1992) премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд заявила следующее: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Что и говорить, слова суровые и правдивые. Однако проходят годы, а ничего существенного не происходит. Гневные предупреждения, тревожные прогнозы еще не вывели основную массу политиков да и рядовых людей из состояния, которое можно было бы назвать метким русским словом «авось».

Авось пронесет, рассосутся сами по себе беды и печали, не грянет гром. Но надо смотреть правде в глаза. Уже определились те тенденции, которые порождают тревогу. Не случайно пестрые концепции глобального развития подчас характеризуются как поиск «стратегии выживания». Речь уже пошла не о том как «жить», а о том, как «выжить», и это не может не вызвать глубокой озабоченности у всех мыслящих людей.

Все еще сохраняется угроза термоядерного пожара. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты. В Декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее, ядерные вооружения не прекратились. Мораторий на подземные ядерные испытания нарушается то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных свехдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности - «чернобыльского варианта». Кстати, до сих пор не установлены причины катастрофы на Припяти. Есть немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гармонии от повторения Чернобыля никто не дает. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, их количество увеличивается. Армения восстановила свои АЭС, Китай намерен построить 15 новых атомных станций.

К этому же ведет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

Вторая угроза - надвигающаяся близость экологической катастрофы. Колыбель наша и обитель в опасности. История распорядилась так, что земная природа, наша экологическая ниша испытывает состояние нарастающей нестабильности. Отношение «человек - природа» по своей значимости начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения.

В чем же суть экологической угрозы? В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает «коллапс» - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. О грядущих деструктивных процессах говорят уже достаточно давно. Приводилось и приводится множество зловещих фактов, цифр, оценок. Не говорят, а уже кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений.

Глобальная экология как совокупность идей и практических актов по оптимизации отношения человечества и Природы, по обеспечению их коэволюционного развития должна стать предметом осмысления и применения, политиков и экономистов, всех «сильных мира сего». Иначе - безысходность и раболепное ожидание экологической разновидности Судного дня. Надо очертить те «пределы развития», при которых можно избежать ужаса вселенской катастрофы.

В мире резко обозначилась нехватка сельскохозяйственных земель. Считают, что к концу века в одной лишь Индии будет 44 миллиона безземельных хозяйств. С 1984 года мировое производство зерна ежегодно возрастало лишь на один процент - в два раза медленнее, чем рост населения. Эта цифра производит удручающее впечатление. Все это создает ситуацию, при которой затраты на прирост производства мирового валового продукта (от горючего до хлеба насущного, от цемента до сплавов и композитов) будут превышать цену, которое общество в состоянии заплатить за этот прирост.

Демографическая обстановка на планете существенно меняется. Процесс неудержимого прироста населения Земли (в 1900-е гг.-- 8 тыс. человек в час, в 80-х --10 тыс. человек в час, а сегодня - 12 тыс. человек в час) неравномерен. В нашей стране на фоне происходящих социальных катаклизмов смертность на 1 млн. человек в год превышает рождаемость. Россия начала вымирать. В развитых странах приросты минимальны, либо их вовсе нет. Зато «третий мир», продолжает стремительно расти.

Демографы полагают, что максимальная численность населения Земли не более 10 млрд. человек. Эта цифра будет достигнута к 30-м гг. XXI в. Многие уверяют, что и она завышена. Так, что от продумывания глобальных; согласованных мер по оптимизации демографического вала никуда не уйти.

Остро стоит проблема прекращения загрязнения жизненной среды - ксенобиотиками (т. е. веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загрязнение нарастает. В зону опасности попала сфера нашего общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида. Вывод один: надо говорить с Природой на понятном ей языке. Прошло время, когда в нашей стране лихо провозглашался девиз селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Теперь его с горьким остроумием перефразируют: «Мы не можем ждать милостей от природы - после того, что мы с ней сделали».

Мощь человека обернулась против него самого. В этом основное зерно экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не более, опасен и трагичен, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов.

Третья угроза - опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» Природа: наш организм, плоть, человеческая телесность.Тело - вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей. И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасной чертой. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека, под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании рода людей, который связан с необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия.

Наконец, четвертая, не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня. Даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования.

Одни из влиятельных американских философов Ричард Рорта весной 1995 г. в Институте философии РАН рассказал, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления о том, каким оно должно быть.

Нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Производство вдохновляющих символов и призывов как-то споткнулось и захлебнулось. Иногда говорят, что к нам пришли из XIX столетия две идеи, достойные быть названными идеями века (понимая, что это сильное упрощение, все же можно с ними согласиться). Одна идея - социалистическая, другая - научно-технологическая. Считалось, что опираясь на эти идеи, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Обе эти идеи сейчас в руинах.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем «оптимистам», которые во время крупного землетрясения утешают: «Граждане, не волнуйтесь, все утрясется». Нобелевский лауреат, француз Альберт Камю стал известен как автор, писавший об абсурде и ужасе бытия, о том, что все мы подобны невольникам на галере, пропахшей селедкой, где слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не следует бросать весла. Главное не отчаиваться. Не стоит прислушиваться к тем, кто кричит о конце света. Да, конечно, мы живем в трагическую эпоху. Но слишком многие путают трагическое с безнадежным. А разве не то же утверждал Нобелевский лауреат, русский писатель А. И. Солженицын в своей Гарвардской речи, еще в 1978 г.? Он заявлял, что если не к гибели, то мир подошел сейчас к повороту истории, по значению равному повороту от средних веков к Возрождению -- и он потребует от нас духовной вспышки, подъема на новую высоту обзора, на новый уровень жизни... И это сказал человек, прошедший Гулаг, эмиграцию, знающий изнанку жизни.

2. Предпосылки выживания человека и человечества в современном мире

Можно уверенно указать на определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая предпосылка - развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе некой новой цивилизации пока еще только выявляется и контуры такой цивилизации еще плохо различимы. Но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем. человечество угроза выживание кризис

Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью. Какие бы скептические оценки не высказывались по поводу современной Большой науки, без нее - никуда. Один из ярких современных умов Илья Пригожий, говорил, что в наш «турбулентный» век мы вплотную приблизились к новому переосмыслению мира. Мы находимся перед лицом новой Вселенной, новой природы, необходимо время для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой природы, которую мы открываем. Новое понимание мира, новые математические средства, новые физические и технические орудия - все это поможет по-новому понять Время, Вселенную, иначе увидеть мир и принять соответствующие решения.

Вторая предпосылка - утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Одинаково неправомерны как сверхцентрализованная экономика со всегосподствующей государственной собственностью, так и радикально-либеральное хозяйство с метанием эгоистических хозяйчиков и надеждой на то, что немая автоматика рынка все расставит на места. Разумеется, шаблонно однообразные структуры вряд ли могут быть применены повсеместно. Экономические традиции США и хозяйственные привычки Сомали -- не одно и то же. Трудовые отношения во Франции и Японии различны. Потребительские запросы в Швеции и Киргизии не совпадают. Но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношение плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

Третья предпосылка - становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека «супершимпанзе», полагал, что насилие - это органичный для людей способ взаимного общения. Зигмунд Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития.

Вместе с тем многие крупные мыслители - от М. Ганди, Л. Толстого, Мартина Лютера Кинга до Эриха Фромма и Папы Римского Иоанна-Павла II полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не играют ведущую роль в человеческих мотивациях. Над альтруистическими идеями М. Ганди и М. Кинга, над призывами Льва Толстого к ненасилию немало потешались, хихикали циники и приземленные прагматики. И сегодня немало тех, кто утверждает, что рост насилия -- определяющая тенденция действительности. Говорят, что нужен новый «межконфессио-нальный» мессия и только он разорвет вековое кольцо вражды и ненависти.

Да, оставаясь на почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь людская проливается, ненависть слепит и «образ врага» не исчезает. Однако, с немалыми издержками, через отступления и остановки, пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия взаимоприемлемых решений. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. Всеобщая уверенность в том, «большие батальоны» всегда правы, упования на то, что только с помощью силы возможно изменить мир к лучшему, сменяется ориентацией на мирное решение даже самых острых проблем. Джим Шарп, американский политолог в своем трехтомном исследовании «Политика ненасильственных действий» описал 198 методов ненасильственной борьбы (включая формы символического протеста, социального бойкота, ненасильственного вмешательства и т. п.).

Четвертая предпосылка -- объединительные (ойкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать эти процессы не редки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния, как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

Пятая предпосылка - это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью.

Шестая предпосылка (последнее по счету, но не по значимости) -- намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности говорят о том; что мы находимся перед лицом Новой Вселенной, новой природы и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.

Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили всю свою пагубность и зыбкость.

Завершая обозрение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин сухо-рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

Список литературы

1. Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество. - М., 1975.

2. Иваницкий Г.Р. Новый старт или последний финиш // Вестник РАН. Том. 70. 2000. №3. - С. 203 - 214.

3. Ильичев А. А. Школа выживания. - М., 1993.

4. Князев В. П. Человек и технология. Киев, 1990.

5. Коростелев В. Г. От «А» до «Я». - М., 1995.

6. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник. - М.: АСТ, 1997.

7. Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. - Челябинск: ЮУК, 1993.

8. Тавризян Г. М. Техника. Культура. Человек. М., 1988.

9. Школа выживания / Под ред. С. И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема глобального потепления как одна из самых важных проблем выживания человечества. Особенности адаптации человека к условиям жаркого климата на примере жителей жарких стран. Разработка стратегий адаптации, деятельность РФ в данном направлении.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Проблема изменения климата Земли как один из главных вопросов выживания человечества. Сущность и предпосылки глобального потепления, направления и перспективы разрешения связанных с ним проблем. Причины роста концентрации углекислого газа в атмосфере.

    презентация , добавлен 06.04.2014

    Переходный период в развитии цивилизации и его особенности. Несущая способность территории (потенциальная емкость). Элементы глобальной стратегии выживания человечества. Понятие устойчивого развития. Проблемы, вызывающие экологическую напряженность.

    реферат , добавлен 08.11.2013

    Проблемы выживания человечества. Причины глобальных проблем. Локальные конфликты и противоречия. Угроза экологического кризиса. Научно-технический прогресс и экологическая альтернатива. Проблемы мира в современных условиях, недопущение ядерной войны.

    презентация , добавлен 22.12.2010

    Экологические технологии как одно из практических направлений деятельности экологии. Проблемы промышленной экологии. Проблема выживания человека на земле, сохранение полноценной биосферы. Состояние российской водной системы, вымирание биоорганизмов.

    реферат , добавлен 27.06.2009

    Сущность глобальных проблем человечества, исследуемых на современном этапе, пути и методики их разрешения, характеристика. Предпосылки развития и определение степени опасности мировой экологической катастрофы на современном этапе, ее составляющие.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    История развития экологии. Значение экологического образования. Антропогенные и природные экосистемы. Природные ресурсы земли как лимитирующий фактор выживания человека. Классификация природных ресурсов. Перелом в мировоззренческой стратегии человечества.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Биосоциальная природа человека и его популяционная характеристика. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека. Влияние антропогенных факторов на природную среду живых организмов. Пути решения основных экологических проблем.

    реферат , добавлен 21.02.2012

    Формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Уровень экологического воспитания, экологической культуры и вопрос выживания человечества. Международное сотрудничество в области экологического образования.

    реферат , добавлен 17.02.2010

    Сущность глобальных проблем человечества. Специфичность региональных проблем охраны отдельных компонентов и природных комплексов. Экологические проблемы морей и природных зон. Международное сотрудничество и пути решения основных экологических проблем.

2. Предпосылки выживания человека и человечества в современном мире.

3. Список литературы

1. Проблемы человечества. Угрозы жизни и выживания человека.

Люди рационального мышления, ученые и социологи полагают, что нынешний век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая неведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики толкуют о вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении.

Действительно, привычный мир XX в., насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени.

Сейчас уже ясно, что без «раздумий» в масштабе человечества нельзя продуктивно проанализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т. д. Любые кризисы в экономике и политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступает кризис современной мировой цивилизации, охвативший природу, мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно самого человека.

Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизаций, влачат существование аутсайдеров.

Еще недавно мы жили в «двухполюсном» мире. В социально-экономическом и идейно-политическом отношении противостояли друг другу, страны развитого рыночного хозяйства (капитализма) и страны социалистического содружества. Распад социалистического содружества и глубокие изменения, происходящие в нашем Отечестве, резко и неожиданно изменили всю панораму мирового сообщества.

Характеризуя сложившуюся ситуацию, известный немецкий политолог Ральф Дарендорф с растерянностью говорил: «Как будто огромный ураган разрушил весь политический пейзаж, уничтожив все ориентиры». Возникает многополярность, на первый план выходит то противостояние, которое условно можно было бы обозначить «Север-Юг». С одной стороны, относительно небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, осваивавших новейшую информационно-компьютерную технологию, с высоким уровнем благосостояния, с другой - основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии. Здесь массовая бедность, бурный рост народонаселения, нестабильность внутренней жизни. О характере противостояния «Золотого» миллиарда и четырех миллиардов остального мирового населения можно судить по таким, данным. В 1992 г. 20% наиболее богатых стран получали 83% мирового дохода, а на долю остальных оставалось всего 17%, при этом на долю их беднейшей части - всего лишь 1,4 %.

«Сытый север» и «Голодный юг». Юг, который не может обеспечить своих жителей не только едой и кровом, но и духовной пищей. Индия дает миру 1/3 всех неграмотных, Китай - четвертую часть, США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. От этого соотношения никуда не уйдешь. На Конференции ООН, посвященной окружающей среде и перспективам мирового развития (июнь 1992) премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд заявила следующее: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Что и говорить, слова суровые и правдивые. Однако проходят годы, а ничего существенного не происходит. Гневные предупреждения, тревожные прогнозы еще не вывели основную массу политиков да и рядовых людей из состояния, которое можно было бы назвать метким русским словом «авось».

Авось пронесет, рассосутся сами по себе беды и печали, не грянет гром. Но надо смотреть правде в глаза. Уже определились те тенденции, которые порождают тревогу. Не случайно пестрые концепции глобального развития подчас характеризуются как поиск «стратегии выживания». Речь уже пошла не о том как «жить», а о том, как «выжить», и это не может не вызвать глубокой озабоченности у всех мыслящих людей.

Все еще сохраняется угроза термоядерного пожара. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты. В Декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее, ядерные вооружения не прекратились. Мораторий на подземные ядерные испытания нарушается то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных свехдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности - «чернобыльского варианта». Кстати, до сих пор не установлены причины катастрофы на Припяти. Есть немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гармонии от повторения Чернобыля никто не дает. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, их количество увеличивается. Армения восстановила свои АЭС, Китай намерен построить 15 новых атомных станций.

К этому же ведет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

Вторая угроза - надвигающаяся близость экологической катастрофы. Колыбель наша и обитель в опасности. История распорядилась так, что земная природа, наша экологическая ниша испытывает состояние нарастающей нестабильности. Отношение «человек - природа» по своей значимости начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения.

В чем же суть экологической угрозы? В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает «коллапс» - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. О грядущих деструктивных процессах говорят уже достаточно давно. Приводилось и приводится множество зловещих фактов, цифр, оценок. Не говорят, а уже кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений.

Глобальная экология как совокупность идей и практических актов по оптимизации отношения человечества и Природы, по обеспечению их коэволюционного развития должна стать предметом осмысления и применения, политиков и экономистов, всех «сильных мира сего». Иначе - безысходность и раболепное ожидание экологической разновидности Судного дня. Надо очертить те «пределы развития», при которых можно избежать ужаса вселенской катастрофы.

В мире резко обозначилась нехватка сельскохозяйственных земель. Считают, что к концу века в одной лишь Индии будет 44 миллиона безземельных хозяйств. С 1984 года мировое производство зерна ежегодно возрастало лишь на один процент - в два раза медленнее, чем рост населения. Эта цифра производит удручающее впечатление. Все это создает ситуацию, при которой затраты на прирост производства мирового валового продукта (от горючего до хлеба насущного, от цемента до сплавов и композитов) будут превышать цену, которое общество в состоянии заплатить за этот прирост.

Демографическая обстановка на планете существенно меняется. Процесс неудержимого прироста населения Земли (в 1900-е гг.- 8 тыс. человек в час, в 80-х -10 тыс. человек в час, а сегодня - 12 тыс. человек в час) неравномерен. В нашей стране на фоне происходящих социальных катаклизмов смертность на 1 млн. человек в год превышает рождаемость. Россия начала вымирать. В развитых странах приросты минимальны, либо их вовсе нет. Зато «третий мир», продолжает стремительно расти.

Демографы полагают, что максимальная численность населения Земли не более 10 млрд. человек. Эта цифра будет достигнута к 30-м гг. XXI в. Многие уверяют, что и она завышена. Так, что от продумывания глобальных; согласованных мер по оптимизации демографического вала никуда не уйти.

Остро стоит проблема прекращения загрязнения жизненной среды - ксенобиотиками (т. е. веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загрязнение нарастает. В зону опасности попала сфера нашего общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида. Вывод один: надо говорить с Природой на понятном ей языке. Прошло время, когда в нашей стране лихо провозглашался девиз селекционера И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Теперь его с горьким остроумием перефразируют: «Мы не можем ждать милостей от природы - после того, что мы с ней сделали».

Мощь человека обернулась против него самого. В этом основное зерно экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не более, опасен и трагичен, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов.

Третья угроза - опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» Природа: наш организм, плоть, человеческая телесность. Тело - вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей. И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасной чертой. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека, под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании рода людей, который связан с необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия.

Наконец, четвертая, не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня. Даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования.

Одни из влиятельных американских философов Ричард Рорта весной 1995 г. в Институте философии РАН рассказал, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления о том, каким оно должно быть.

Нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Производство вдохновляющих символов и призывов как-то споткнулось и захлебнулось. Иногда говорят, что к нам пришли из XIX столетия две идеи, достойные быть названными идеями века (понимая, что это сильное упрощение, все же можно с ними согласиться). Одна идея - социалистическая, другая - научно-технологическая. Считалось, что опираясь на эти идеи, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Обе эти идеи сейчас в руинах.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем «оптимистам», которые во время крупного землетрясения утешают: «Граждане, не волнуйтесь, все утрясется». Нобелевский лауреат, француз Альберт Камю стал известен как автор, писавший об абсурде и ужасе бытия, о том, что все мы подобны невольникам на галере, пропахшей селедкой, где слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не следует бросать весла. Главное не отчаиваться. Не стоит прислушиваться к тем, кто кричит о конце света. Да, конечно, мы живем в трагическую эпоху. Но слишком многие путают трагическое с безнадежным. А разве не то же утверждал Нобелевский лауреат, русский писатель А. И. Солженицын в своей Гарвардской речи, еще в 1978 г.? Он заявлял, что если не к гибели, то мир подошел сейчас к повороту истории, по значению равному повороту от средних веков к Возрождению - и он потребует от нас духовной вспышки, подъема на новую высоту обзора, на новый уровень жизни... И это сказал человек, прошедший Гулаг, эмиграцию, знающий изнанку жизни.

2. Предпосылки выживания человека и человечества в

современном мире.

Можно уверенно указать на определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая предпосылка - развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе некой новой цивилизации пока еще только выявляется и контуры такой цивилизации еще плохо различимы. Но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью. Какие бы скептические оценки не высказывались по поводу современной Большой науки, без нее - никуда. Один из ярких современных умов Илья Пригожий, говорил, что в наш «турбулентный» век мы вплотную приблизились к новому переосмыслению мира. Мы находимся перед лицом новой Вселенной, новой природы, необходимо время для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой природы, которую мы открываем. Новое понимание мира, новые математические средства, новые физические и технические орудия - все это поможет по-новому понять Время, Вселенную, иначе увидеть мир и принять соответствующие решения.

Вторая предпосылка - утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Одинаково неправомерны как сверхцентрализованная экономика со всегосподствующей государственной собственностью, так и радикально-либеральное хозяйство с метанием эгоистических хозяйчиков и надеждой на то, что немая автоматика рынка все расставит на места. Разумеется, шаблонно однообразные структуры вряд ли могут быть применены повсеместно. Экономические традиции США и хозяйственные привычки Сомали - не одно и то же. Трудовые отношения во Франции и Японии различны. Потребительские запросы в Швеции и Киргизии не совпадают. Но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношение плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

Третья предпосылка - становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека «супершимпанзе», полагал, что насилие это органичный для людей способ взаимного общения. Зигмунд Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития.

Вместе с тем многие крупные мыслители - от М. Ганди, Л. Толстого, Мартина Лютера Кинга до Эриха Фромма и Папы Римского Иоанна-Павла II полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не играют ведущую роль в человеческих мотивациях. Над альтруистическими идеями М. Ганди и М. Кинга, над призывами Льва Толстого к ненасилию немало потешались, хихикали циники и приземленные прагматики. И сегодня немало тех, кто утверждает, что рост насилия - определяющая тенденция действительности. Говорят, что нужен новый «межконфессио-нальный» мессия и только он разорвет вековое кольцо вражды и ненависти.

Да, оставаясь на почве реальности, мы видим, что выстрелы еще гремят, кровь людская проливается, ненависть слепит и «образ врага» не исчезает. Однако, с немалыми издержками, через отступления и остановки, пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия взаимоприемлемых решений. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. Всеобщая уверенность в том, «большие батальоны» всегда правы, упования на то, что только с помощью силы возможно изменить мир к лучшему, сменяется ориентацией на мирное решение даже самых острых проблем. Джим Шарп, американский политолог в своем трехтомном исследовании «Политика ненасильственных действий» описал 198 методов ненасильственной борьбы (включая формы символического протеста, социального бойкота, ненасильственного вмешательства и т. п.).

Четвертая предпосылка - объединительные (ойкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать эти процессы не редки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще слабы, робки, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния, как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

Пятая предпосылка - это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью.

Шестая предпосылка (последнее по счету, но не по значимости) - намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности говорят о том; что мы находимся перед лицом Новой Вселенной, новой природы и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.

Стоит отметить, что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили всю свою пагубность и зыбкость.

Завершая обозрение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин сухо-рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

3. Список литературы

1. Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество. – М., 1975.

2. Иваницкий Г.Р. Новый старт или последний финиш // Вестник РАН. Том. 70. 2000. №3. – С. 203 – 214.

3. Ильичев А. А. Школа выживания. – М., 1993.

4. Князев В. П. Человек и технология. Киев, 1990.

5. Коростелев В. Г. От «А» до «Я». – М., 1995.

6. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник. – М.: АСТ, 1997.

7. Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. – Челябинск: ЮУК, 1993.

8. Тавризян Г. М. Техника. Культура. Человек. М., 1988.

9. Школа выживания / Под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки